Дилей — эффект задержки звука для электромузыкальных инструментов

Опубликовано От Sergey
0 0
Read Time:5 Minute, 13 Second

Я думаю многие согласятся, что самый популярный эффект обработки звука после перегруза это задержка. При чем среди музыкантов в целом, а не только гитаристов, думаю он даже более популярен, так как находит применение и у клавишников, и у струнно-смычковых инструментов, и даже у духовых. В целом эти эффекты можно разделить на две группы: это реверберация и эхо (дилей). Ревербератор — эффект, симулирующий игру инструмента в большом помещении, когда звук до слушателя доходит не только от инструмента или звуковоспроизводящего оборудования, но и многократно отраженный от стен помещения. Повторения имеют интервал в миллисекундах, а сами интервалы времени хаотичны. Второй эффект — дилей — создаёт именно эхо, повторения сигнала с определенным установленным заданным интервалом, значительно превышающего интервал реверберации. Раньше достижение такого эффекта было возможно только при использовании специального оборудования, по сути это напоминало магнитофон с одной пишущей головкой и рядом воспроизводящих. Одна пишущая головка записывала сигнал, а ряд считывающих воспроизводил его с интервалом, заданным скоростью движения ленты. Сегодня, в эпоху тотального внедрения цифровых устройств в наши жизни появились недорогие компактные микросхемы, позволяющие выполнять ту-же функцию. Наибольшее распространение она получила в DVD проигрывателях с функцией караоке, однако производители музыкального оборудования и энтузиасты быстро смекнули, что идеально эта микросхема подойдёт и для наших дел. В этой статье я расскажу об изготовлении как раз такого дилея.

Конкретно данная схема, как это принято в кругах гитарного оборудования, имеет своё название — Rebote Delay 2,5. Схема разработана уже сравнительно давно — в 2000-м году, однако как показывает практика — старая не значит плохая. Главным преимуществом схемы является простота её повторения: при правильном монтаже схема практически не требует настройки.

Как понятно основным элементом схемы является микросхема PT2399. Данная микросхема реализует эффект цифровой задержки звука. Да, именно цифровой, по этому в корпус микросхему уже встроены аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи. Так же микросхема имеет свой собственный встроенный генератор, время которого задается внешней обвязкой и позволяет регулировать частоту повторов в достаточно большом диапазоне. Однако тут стоит сказать пару слов о длительности задержек. Так как микросхема цифровая, то её возможности ограничены встроенной в неё памятью оперативного запоминающего устройства. Тем самым чем выше время задержек — больше коэффициент нелинейных искажений получаем на выходе. Так при штатном включении разработчики обещают КНИ не выше 0,2%, однако при увеличении задержки до максимальных 630 мс КНИ возрастает уже до 3-5%. Тем самым повторения в определенной степени будут отличаться от оригинального сигнала, звук их более «замыленный» и «смазанный». Трудно судить хорошо это или плохо, так как звук выходит своеобразным и для определенных стилей возможно подойдёт больше, нежели «чистое» звучание повторений. Так или иначе это особенность всех дилэев построенных на базе этой микросхемы и никуда от этого не деться.

Как видно по схеме сигнал разделяется на два пути: по первому идет чистый необработанный сигнал сразу на выход схемы, второй отправляется на линию задержки и после подмешивается к основному сигналу. Подмешивание сигнала задержки регулируется потенциометром LEVEL. Частота повторений регулируется потенциометром DEPTH. Однако стоит заметить, что номинал этого потенциометра довольно редко встречающийся, его можно смело заменить на 20 К. Так же необходимо провести небольшую настройку. На схеме имеется постоянный резистор, номиналом 15 К, отмеченный оранжевым цветом. Я советую сразу поставить вместо него многооборотный подстроечный резистор на 20-22К. Настойка заключается в следующем: устанавливаете потенциометр DEPTH в максимально положение после чего подстроечным резистором добиваетесь необходимой для Вас максимальной задержки. Я просто докрутил его до положения, в котором сигнал повторяется бесконечно после чего немного открутил назад и зафиксировал положение лаком для ногтей. Вы можете выставить значение меньше, тут как Вам нравится, а вот больше смысла нет, так как бесконечнее бесконечного повторения добиться не получится) А вот вогнать микросхему в самовозбуждение — легко. Собственно, если при первом включении звук повторений у Вас резко набирает амплитуду по громкости и весь сигнал превращается в хаотичную кашу — значит потенциометр нужно открутить обратно (или увеличить сопротивление 15К, если ставили его).

На этом настройка схемы завершается, скажу лишь ещё пару слов про детали. На схеме есть довольно редкие номиналы, такие например как конденсаторы 82nF. Их можно смело заменить на 100nF, конденсатор 27nF на 33nF, резисторы 510К допустимо заменить на 470К, остальные детали, особенно сопротивления в обвязке РТ2399, желательно ставить по схеме. Так же обращаю внимание, что питание микросхемы осуществляется от линейного стабилизатора напряжения 78L05.

Разжевывать работу микросхемы РТ2399 в принципе можно ещё долго, на целую статью хватит, так что думаю пора переходить к сборке.

Плата

Печатная плата выполнена по проекту с сайта tonepad. В конце статьи Вы найдете архив с несколькими вариантами печатных плат для этой педали.

Изготовлена она, как обычно, термоперенос, травление в перекиси, лужение сплавом РОЗЕ.

Начальный этап сборки.

Собираю дальше. Обратите внимание, что для микросхем установлены панели. К слову о второй микросхеме. Это сдвоенный операционный усилитель TL072. Я, как всегда, советую поставить вместо него что-то малошумящее, тем более практика показала, что в этой педали это актуально. Подойдут NE5532 и JRC4558.

Завершающий этап. На фото видно, что на DEPTH установлен потенциометр 50К. Не обращайте на это внимание, позже он был заменен на 20К.

Корпус на этот раз решил склеить сам. Корпус изготовлен из вспененного поливинилхлорида. Я уже писал, что это шикарный материал для изготовления корпусов РЭА. Он очень легко обрабатывается, режется обычным монтажным ножом, клеится цианоакрилатным клеем, при чем за счет пористой структуры склеивается им намертво. При этом имеет достаточно приличную жесткость. Из него же я в своё время делал блок металлоискателя Пират.

Корпус загрунтован и покрашен в уже знакомой по моим прошлым статьям манере.

Шильдик нарисован в программе FrontPanelDesigner, напечатан на матовой фотобумаге и заламинирован пленкой для ламинации утюгом.

Установка платы и гнезд в корпус.

Должен обратить внимание на кнопки. Кнопки самодельные, из советских переключателей П2К. Об изготовлении такой кнопки я детально описывал здесь. Одна кнопка имеет фиксацию и включает/отключает сам эффект. С индикацией на этот раз заморачиваться не стал, будет желание добавлю миллениум байпас. Вторая кнопка без фиксации и является своего рода модом: при её нажатии дилей уходит в бесконечность, пока кнопка не будет отжата. Распайка кнопки включения эффекта осуществляется по схеме ниже.

Закрывается всё это дело крышкой с наклеенным ковриком для мышки, что бы не скользило. Крышка крепиться двумя маленькими шурупами, вкрученных с торцов в плоскость крышки, на фото не видно.

Ну и конечный результат.

Ручки поставил какие были, потом заменю на что-то покрасивее.

Посмотреть короткую демонстрацию работы можно тут:

Скачать архив с печатными платами можно тут:

dilej.rar

[805.59 Kb] (скачиваний: 18)

Ну а на этом всё и всем удачи в творчестве!

Источник: https://usamodelkina.ru/

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *