Авария с пьяным водителем: что ему грозит, что будет, если выпил после аварии

Опубликовано От Sergey

ДТП — ситуация всегда неприятная, но, если не паниковать и вести себя правильно, материальные и юридические последствия такого события всегда можно свести к минимальным потерям. Исключение составляет случай, когда виновником или даже просто участником аварии является пьяный водитель. О том, чего стоит ожидать в подобных обстоятельствах, поговорим подробнее.

  • Выплатят ли страховку, если виновник пьян
    • Видео: В чём разница ОСАГО и КАСКО
  • Что грозит пьяному водителю, попавшему в ДТП
    • Если попал в аварию пьяным и виноват
    • Если пьян пострадавший участник аварии
      • Видео: Наказание за алкогольное или наркотическое опьянение за рулём
  • Что будет, если выпил после ДТП
  • В каком случае страховая фирма может отказать в выплате
    • Видео: Страховая компания отказала в выплате

Выплатят ли страховку, если виновник пьян

Говоря о том, как влияет состояние алкогольного или наркотического опьянения, в котором находилось лицо, совершившее ДТП, на последующие страховые выплаты, следует чётко разделить два вида автострахования — ОСАГО (застрахована гражданская ответственность страхователя перед третьими лицами) и КАСКО (под защитой находится собственный автомобиль страхователя). Управление автомобилем в пьяном виде имеет юридическое значение в обоих видах страховки, но последствия данного фактора не одинаковы.

ОСАГО — вид обязательного страхования, условия которого чётко оговорены в законе и не могут самостоятельно меняться страховой компанией. КАСКО — страхование добровольное, поэтому договор может предусматривать разные нюансы, в том числе касающиеся последствий управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Начнём с ОСАГО. Поскольку компенсация причитается не самому страхователю, а пострадавшему лицу, а гражданская ответственность виновника за причинённый им вред, которая, собственно говоря, является объектом страхования, в данном случае однозначно имеет место, страховая компания выплатит страховое возмещение по ОСАГО на общих основаниях, то есть в размере фактически причинённого ущерба, но в пределах страховой суммы (лимита ответственности) за вычетом предусмотренной договором франшизы (непокрываемой части убытка).
Знаете ли вы? В Англии если водитель ездит более 20 лет без ДТП, в последующие годы получает бесплатную автостраховку, при условии, что и далее остаётся примерным шофёром.

Однако после осуществления такой выплаты страховщик предъявит своему клиенту — водителю, допустившему ДТП в состоянии опьянения, требования о компенсации всей суммы, которая была выплачена по полису ОСАГО (так называемый регрессный, то есть обратный иск).

По КАСКО ситуация проще. В подавляющем большинстве случаев ситуация, при которой водитель повредил собственный автомобиль, будучи пьяным или находясь под воздействием наркотических либо медицинских препаратов, снижающих реакцию, является основанием для полного отказа в выплате страхового возмещения. Такие же последствия наступят, если транспортным средством управлял не сам страхователь, однако последний допустил за руль своей застрахованной машины нетрезвого водителя.

Теоретически договор страхования может не содержать такой оговорки, и, продавая полис КАСКО, страховая компания станет уверять, что выплата будет произведена независимо от степени вины водителя и других негативных обстоятельств. Однако даже в этом случае нужно быть готовым к возможному отказу, причём судебная перспектива обжалования действий страховщика выглядит весьма неутешительно. В действительности, действующее законодательство РФ (в частности, статья 963 Гражданского кодекса) даёт страховой компании безусловное право отказать в выплате, если убытку способствовали умышленные действия самого страхователя либо лица, претендующего на выплату.

Управление автомобилем в пьяном виде не может быть расценено как умышленное причинение ущерба собственному имуществу (здесь налицо классический случай противоправной неосторожности — лицо умышленно садится за руль пьяным, но ДТП совершает не специально). Такая ситуация, в силу упомянутой статьи ГК РФ, может оправдать отказ в выплате страхового возмещения исключительно в случае, если это прямо предусмотрено конкретной нормой закона.

В отношении договора КАСКО такой нормы закона нет. И тем не менее ещё в 2013 году Верховный Суд РФ высказал позицию о том, что грубое нарушение правил дорожного движения, выразившееся в управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии, является основанием для отказа в выплате по КАСКО даже в том случае, если в договоре соответствующая оговорка отсутствует.

Видео: В чём разница ОСАГО и КАСКО

Что грозит пьяному водителю, попавшему в ДТП

Помимо материальных убытков, состоящих в необходимости оплачивать как ремонт собственной машины (застрахованной по КАСКО), так и ущерб, причинённый имуществу и здоровью третьих лиц (регрессные требования страховой компании по ОСАГО), пьяного водителя, попавшего в ДТП, также ожидает «публичное» наказание, то есть карающая реакция государства на грубое нарушение установленных правил эксплуатации автомобиля как источника повышенной опасности.

Это наказание может иметь форму административной или уголовной ответственности, применяемой в зависимости от нескольких факторов, в том числе от того, кто виновен в том, что произошла авария — водитель, находящийся в нетрезвом состоянии, либо второй участник. Рассмотрим оба варианта.

Если попал в аварию пьяным и виноват

Определяющих моментов, на основании которых будет выбран вид ответственности и наказание виновника ДТП, существует два:

  • последствия дорожно-транспортного происшествия (в частности, повлекло ли оно причинение вреда здоровью или гибель человека, а также сколько жертв пострадало в результате аварии);
  • является ли факт управления транспортным средством в нетрезвом виде для данного лица первым случаем подобного нарушения.

Важно! Административная ответственность за «пьяное вождение» возможна лишь при условии, что водитель замечен в подобных деяниях впервые (ранее не привлекался за аналогичные правонарушения), и при этом не причинил своими действиями тяжких последствий — аварии с убитыми или ранеными.
Однако даже в этом случае нарушителю грозят серьёзные неприятности — штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение водительских прав на 1,5–2 года. Показательно, что абсолютно такая же ответственность наступает, если владелец автомобиля пустил за руль пьяного водителя. По-другому обстоят дела, когда задержанное за управление в пьяном виде лицо уже лишено водительских прав (за иные правонарушения, поскольку повторное нетрезвое вождение — уже уголовная статья). В таком случае нарушитель может быть подвергнут административному аресту на срок 10–15 суток, а если в силу объективных причин человека арестовать нельзя, он просто заплатит штраф в размере тех же 30 тысяч рублей.

Нужно также отметить, что с точки зрения КоАП РФ отказ от освидетельствования на предмет подтверждения или опровержения факта нахождения лица в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения приравнивается к положительному результату освидетельствования, то есть отказавшийся сдавать анализ водитель будет считаться пьяным.

Кроме того, лицо, являющееся виновником ДТП, может быть привлечено к ответственности за нарушение конкретной нормы правил дорожного движения, которая стала причиной аварии (например, проезд на запрещающий сигнал светофора, непредоставление преимущества другому участнику движения, нарушение дорожной разметки, несоблюдение рекомендуемой дистанции и т. п.).

Важно! Согласно последним изменениям в УК РФ, оставление места ДТП по юридическим последствиям приравнивается к причинению вреда в состоянии алкогольного опьянения, поэтому пьяному водителю не стоит совершать ещё одну глупость — пытаться скрыться, чтобы утаить факт наличия алкоголя либо наркотиков в организме.

Так, с апреля 2019 года в России уголовная ответственность наступает за управление транспортным средством в состоянии опьянения независимо от того, совершил ли водитель при этом ДТП, если ранее он уже был подвергнут административному или уголовному наказанию за аналогичные действия. Санкция — альтернативная, то есть возможны четыре варианта наказания, в каждом случае состоящие из двух частей — основной и дополнительной. Последняя предполагает обязательное лишение лица права заниматься той или иной деятельностью (занимать ту или иную должность) в течение определённого судом срока, который не может превышать трёх лет. Что касается наказания основного, то оно может быть таким:

Вариант санкции Вид основного наказания Размер основного наказания
Первый Штраф 200 000–300 000 рублей либо совокупный доход за период 1–2 года
Второй Обязательные работы До 480 часов
Третий Принудительные работы До 2 лет
Четвёртый Лишение свободы До 2 лет

Повторность и тяжкие последствия нетрезвого вождения предполагают, что наказание нарушителю будет назначаться в соответствии с уголовным, а не административным кодексом.

Тяжкие последствия, причинённые пьяным вождением, делают уголовное наказание гораздо более строгим. Причём здесь важно отметить, что в апреле 2019 года в УК РФ (ст. 264) были внесены изменения, значительно ужесточившие размер санкции (наказания) за подобные действия. Сравним:

Степень тяжести последствий Основное наказание, действовавшее до принятия Закона от 23.04.2019 г. Основное наказание, вступившее в силу с принятием нового Закона
Тяжкий вред здоровью Принудительные работы (до 3 лет) либо лишение свободы (до 4 лет) Принудительные работы (до 5 лет) либо лишение свободы (3–7 лет)
Смерть одного человека Лишение свободы (2–7 лет) Лишение свободы (5–12 лет)
Смерть более чем одного человека Лишение свободы (4–9 лет) Лишение свободы (8–15 лет)

Если пьян пострадавший участник аварии

Все перечисленные выше «страшные» последствия в виде длительных тюремных сроков применяются не к любому пьяному участнику аварии, в результате которой пострадали люди, а лишь к её непосредственному виновнику. Так, упомянутая статья 264 УК РФ чётко говорит о том, что для наличия в деяниях лица всех признаков состава преступления, необходимы две составляющие — управление транспортным средством в состоянии опьянения плюс нарушение правил дорожного движения. Более того, должна быть установлена причинная связь между совершённым нарушением ПДД и тяжкими последствиями (увечье или гибель людей).

Что же касается пьяного водителя, не являющегося виновником аварии, он будет отвечать только за вождение в нетрезвом виде — в административном или уголовном порядке, в зависимости от того, является ли деяние повторным.

Таким образом, даже если в результате ДТП есть погибшие, а один из водителей пьян, к уголовной ответственности по ст. 264 Уголовного кодекса с отягчающими последствиями (наличие опьянения) он будет привлечён, только если сам виноват в аварии. Если же инцидент произошёл в результате нарушения правил дорожного движения другим (трезвым) водителем, уголовная ответственность наступит для последнего, но наказание будет не таким строгим: в зависимости от тяжести последствий (увечье, смерть одного человека либо большего количества людей) — соответственно, не более 2, 5 и 7 лет лишения свободы, причём во всех случаях закон предусматривает и более мягкие формы наказаний, с лишением свободы не связанные.

Знаете ли вы? Одним из самых непримиримых борцов с пьяным вождением можно признать Японию. Здесь наказание, эквивалентное 3000 долларов США, грозит даже пассажиру, согласившемуся сесть в автомобиль с нетрезвым водителем, а за ДТП со смертельным исходом при отягчающих обстоятельствах в виде алкоголя виновника однажды наказали на 2,5 млн долларов.

Но это в теории. На практике, управляя автомобилем в нетрезвом состоянии, водителю не стоит рассчитывать на то, что в случае ДТП он отделается лишь штрафом и лишением прав. Всё дело в том, что в соответствии с правилами дорожного движения в обязанность всех водителей вменяется предпринять все усилия, чтобы избежать аварии.

Алкогольное, наркотическое опьянение (как и действие некоторых медицинских препаратов) действует на психику человека затормаживающе, то есть время реакции, в том числе на резкое изменение дорожной ситуации, в таком состоянии увеличивается, поэтому хороший адвокат виновника ДТП, заручившись поддержкой эксперта-автотехника, имеет все шансы доказать наличие в действиях водителей обоюдной вины.

В частности, это возможно в случае, если экспертизой будет установлено, что второй водитель, формально не нарушивший правила дорожного движения, имел возможность избежать аварии, если бы среагировал на неправомерные действия виновника вовремя. А поскольку отношение общественного мнения к пьяным водителям всегда резко негативное, и следователь, и судья с большой долей вероятности подобную позицию примут благосклонно. В результате имеет место нарушение правил дорожного движения (непринятие мер для предотвращения аварии), совершённое водителем в состоянии алкогольного опьянения, — доказанный состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Таким образом, на практике вполне возможна ситуация, при которой прямой виновник ДТП с тяжкими последствиями за свои действия понесёт менее суровое наказание, чем второй участник аварии, если первый был трезв, а второй — пьян.

Видео: Наказание за алкогольное или наркотическое опьянение за рулём

Что будет, если выпил после ДТП

Некоторые горе-водители, совершив ДТП в состоянии алкогольного опьянения, на глазах у свидетелей и потерпевших, демонстративно выпивают рюмку-другую, «дабы снять стресс», после чего заявляют прибывшим на место аварии сотрудникам полиции, что в момент инцидента были абсолютно трезвы. Уловка абсолютно не убедительная, поскольку ни один разумный человек подобную глупость не совершит, подвергая себя тем самым реальному риску быть заподозренным в нарушении, влекущем намного более жёсткие последствия, чем сама авария.
Знаете ли вы? В России ответственность за вождение в нетрезвом виде наступает при наличии в крови не менее 0,2 промилле алкоголя (для взрослого мужчины это примерно 0,5 л пива через 30 минут после употребления). А вот в Германии предельно допустимая концентрация алкоголя — целых 0,5 промилле, таким образом, для добропорядочного бюргера после работы выпить бокал пенного и на машине поехать домой — вполне законно.

Тем не менее для того, чтобы даже соблазна прибегать к такого рода хитростям у участников аварии не возникало, в Кодексе об административных правонарушениях РФ есть на этот случай «специальная статья». Речь идёт о ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Согласно этой норме употребление алкоголя, наркотиков или психотропных веществ после ДТП (либо после остановки транспортного средства сотрудником полиции), но до момента освидетельствования, влечёт ту же самую ответственность, которая наступает при доказанном факте пьяного вождения либо уклонении водителя, заподозренного в таком вождении, от прохождения контрольной проверки.

Иными словами, пить после ДТП можно, но не раньше, чем результаты аварии будут полностью оформлены, пострадавшие транспортные средства отогнаны или отбуксированы к месту стоянки, а водители отпущены. Снимать стресс раньше — нести ответственности за пьяное вождение, даже в том случае, если на самом деле водитель в момент ДТП был совершенно трезв.

В каком случае страховая фирма может отказать в выплате

Основания, по которым страховые компании отказываются выплачивать возмещение по полисам ОСАГО или КАСКО, могут быть разными. Часть из таких причин прямо вытекает из закона, другие предусмотрены договором, третьи, нужно признать, страховщики придумывают для того, чтобы не выполнять свои обязательства.

Рекомендуем для прочтения:

  • Нужно ли обязательно страховать автомобиль
  • Порядок действий, если виновник скрылся с места ДТП, выплачивается ли страховка виновнику
  • Не хотят страховать по ОСАГО: что делать и могут ли отказывать
  • 9 способов, как сэкономить на страховке авто

Для того, чтобы клиенту проще было разобраться в обоснованности действий финансового учреждения, для начала нужно запомнить те случаи, которые всегда дают страховщику возможность не производить выплату. Так, оспаривать действия страховой компании однозначно нет смысла, если:

  • Повреждённое транспортное средство не было предоставлено страховщику для осмотра и оценки ущерба, а вместо этого самостоятельно отремонтировано заинтересованным лицом. Состав и размер убытков не доказаны — значит, выплаты не будет.
  • О страховом случае не было сообщено страховщику в установленный договором срок, что сделало невозможным участие компании в расследовании обстоятельств события. Не доказан факт наступления страхового случая — выплаты не будет.
  • Убытки причинены страхователем либо выгодоприобретателем намеренно, с целью получить страховое возмещение. Сюда же следует отнести ситуации, когда указанные лица своими действиями способствовали увеличению размера ущерба или не способствовали его уменьшению. В этой ситуации компания может пропорционально уменьшить размер выплаты или полностью отказать в ней.
  • Все прочие основания для отказа в выплате — это частные случаи, перечень которых нужно внимательно читать в договоре либо полисе. Так, например, в договорах автострахования (КАСКО) могут быть предусмотрены такие исключения из страховых случаев:

    • повреждение автомобиля в результате военных действий, массовых волнений, обучающей езды, тест-драйва, гонок, преследования преступника, сдачи машины в аренду, использования в качестве такси и т. п.;
    • за рулём автомобиля в момент аварии находилось лицо, не имеющее водительского удостоверения или не указанное в договоре страхования как допущенное к управлению;
    • водитель застрахованного автомобиля скрылся с места ДТП;
    • ущерб причинён при транспортировке автомобиля на эвакуаторе или во время буксировки;
    • во время аварии застрахованное транспортное средство двигалось самопроизвольно, водителя в нём не было;
    • транспортное средство эксплуатировалось при наличии неисправностей, исключающих его использование в соответствии с правилами дорожного движения;
    • ущерб причинён в момент совершения преступления с использованием застрахованного автомобиля;
    • страхователь утаил от страховщика существенную информацию в момент заключения договора или после наступления страхового случая;
    • убытки, причинённые в результате ДТП, полностью компенсированы виновником или третьим лицом;
    • владелец застрахованного автомобиля письменно отказался от материальных претензий к виновнику аварии (это обстоятельство лишает страховую компанию права предъявления регрессного требования, что является существенным ограничением имущественных интересов страховщика);
    • отсутствует причинная связь между характером повреждений и событием, представленным как страховое (например, в справке ГИБДД указано, что удар пришёлся в правую сторону, а у автомобиля смята левая дверь);
    • ущерб причинён из-за неправильной эксплуатации транспортного средства (например, перевозки крупногабаритного груза либо если груз был ненадлежащим образом закреплён).

    Видео: Страховая компания отказала в выплате


    Помимо того, ни по КАСКО, ни по ОСАГО не компенсируется также:

    • утрата транспортным средством товарного вида;
    • моральный ущерб;
    • стоимость деталей, непосредственно не повреждённых в результате ДТП, даже если специфика ремонта требует их замены (характерный пример — в аварии пострадало одно колесо, его восстановление и будет оплачено, хотя фактически приобретать потерпевшему нужно будет две, а то и все четыре шины).

    Управление автомобилем, являющимся источником повышенной опасности, требует от водителя максимальной концентрации, поэтому неудивительно, что совершение таких действий в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения расценивается большинством цивилизованных государств как одно из самых грубых нарушений, которые можно допустить на дороге. Даже если пьяный водитель ведёт себя максимально аккуратно, оправданий ему быть не может, однако совершённая с его участием авария, особенно с человеческими жертвами, влечёт последствия, сопоставимые с ответственностью за умышленное убийство. Вывод из сказанного можно сделать лишь один: не стоит испытывать судьбу!

    Источник: auto.today

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *