Что значит эксплуатация транспортного средства

Опубликовано От Sergey

Разобраться в понятии эксплуатация транспортного средства довольно непросто. Лучше всего обращаться к официальным источникам и нормативно-правовым документам. В них более чётко сформулировано определение термина. Статья позволит определить, что это может означать для владельца автомобиля и как правильно понимать значение формулировки.

  • Эксплуатация транспортного средства — что это
  • Транспортные условия эксплуатации
  • Основные правила эксплуатации
    • Для разных видов машин
    • Сезонные условия
    • Для физического и юридического лица
    • Автомобиля с газовым оборудованием
    • Период замены резины
    • Автомобиля с АКПП
      • Видео: 5 ошибок при вождении на автомате
    • Правила технического обслуживания
  • При каких неисправностях можно эксплуатировать

Эксплуатация транспортного средства — что это

Точная формулировка дана в разделе І Общие положения Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 №720 (ред. от 15.07.2013, с изм. от 08.04.2014) «Об утверждении технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств». Эксплуатация транспортного средства — это период жизненного цикла ТС, в который входит отрезок времени, когда автотранспорт используют по прямому назначению, сразу после того, как приобрели в пользование до стадии утилизации.

Знаете ли вы? В Южноафриканских странах по закону разрешают владельцам авто устанавливать на него огнемёты, чтобы дать отпор угонщикам.

Другими словами, когда автомобиль попал в ваше распоряжение, им можно пользоваться до того, как он станет непригоден для эксплуатации. С момента прохождения технического осмотра автомобиль разрешается официально использовать в различных целях: личное пользование, коммерческая эксплуатация и т. д. После прохождения ТО в уполномоченной организации выдаются разрешающие документы, которые проверяет ГИБДД.

Транспортные условия эксплуатации

Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО №001МР/СЭ дают чёткое определение, что такое транспортные условия эксплуатации авто. К ним относятся факторы, которые в большей степени влияют на ухудшение технического состояния машины.

К ним причисляют:

  • дорожные и климатические условия;
  • режим движения и нагрузка на агрегаты ТС;
  • стиль вождения;
  • качество топлива и смазочных материалов;
  • правильное техническое обслуживание.

Фактически это физический износ автотранспорта. Постепенно автомобиль «стареет» вплоть до состояния металлолома в зависимости от условий эксплуатации и износа комплектующих деталей.

Рекомендуем для прочтения:

  • Техническая эксплуатация автомобилей
  • Запрет на эксплуатацию автомобиля
  • Срок эксплуатации автомобиля
  • Техническое состояние автомобиля

Основные правила эксплуатации

Согласно Постановлению ПРФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 04.12.2018) «О правилах дорожного движения» определены ключевые пункты допуска автомобиля к использованию, которые оговаривают общие правила использования авто в зависимости от его категории.

Среди общих норм выделяют следующие:

  • обязательная регистрация механических ТС в инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ или других структурах, определённых Правительством РФ (кроме мопедов);
  • оборудование и техсостояние автотранспорта должны совпадать с регламентом, который установлен в стандартах, правилах и руководствах по техэксплуатации, и оказывают прямое влияние на безопасное передвижение по дорогам и сохранность окружающей среды;
  • наличие знаков регистрации утверждённой формы в обозначенных для них местах (исключение: троллейбус, трамвай и мопед);
  • наличие опознавательных знаков на автотранспорте, обозначенных в классификации: обязательные и те, что водитель имеет право устанавливать по желанию;
  • наличие предупреждающих конструкций, обозначающих гибкие связующие звенья при буксировании механических ТС, установленного образца, размера и со специальной маркировкой.

Автомобиль, не проходивший государственный техосмотр, может эксплуатироваться после регистрации в ГИБДД не более 30 суток. Этот срок возможно продлить, когда возникают непредвиденные обстоятельства после подтверждения события документами (больничный лист, командировочные и пр.).

Важно! На гибкие связующие звенья необходимо устанавливать более 2 предупредительных конструкций.

Для разных видов машин

Автотранспорт различных категорий имеет дополнительные правила по использованию, которые указаны ниже:

 

  • Трамваям, троллейбусам крепят регистрационный номер, который присвоен уполномоченными ведомствами.
  • Автомобилям и автобусам в обозначенных случаях необходимо иметь лицензионные карточки, которые размещают на ветровое секло в правый нижний угол.
  • Автобусы для междугородних пассажироперевозок должны иметь ремни безопасности на каждом пассажирском сиденье.
  • Грузовые машины, оснащённые бортовыми платформами, которые перевозят людей, должны иметь сиденья, установленные не ниже 30 см от верхнего бортового края и на высоте 30–50 см от пола.
  • На транспорт, обучающий вождению, устанавливается: вспомогательная педаль привода сцепления, зеркало заднего вида для инструктора, опознавательный знак «У», тормоза.
  • Легковое такси оснащают цветографической схемой (размещёнными в шахматном порядке квадратами контрастного цвета) на кузове или его боковых поверхностях, таксометром, оранжевым опознавательным фонарём на крыше.

 

Более детально правила эксплуатации автотранспорта различных категорий описаны в законах и правилах, которые утверждены соответствующими государственными органами.

Знаете ли вы? До 1 июля 2014 года в Туркменистане действовала социальная программа от Правительства, по которой ежемесячно бензин раздавали бесплатно каждому владельцу авто по норме: для легковых – 120 л, грузовиков, спецтехники, автобусов – 200 л топлива, мототехники до 50 л.

Сезонные условия

Детальные инструктажи как пользоваться автомобилем в разные сезоны года проводят дважды в год для водителей организаций, которые занимаются грузоперевозками и пассажироперевозками.

Разработаны следующие правила эксплуатации авто в осенне-зимний сезон:

 

  • В связи с ухудшением видимости с наступлением снегопадов и ухудшением состояния дорог возникает большой риск аварийных ситуаций. Передвигаться следует осторожно, чтобы избежать поломок ходовой части и не попасть в ДТП.
  • Когда машина проедет по воде, водитель обязан незамедлительно проверить действие тормозов. Во время езды тормозные колодки намокают, и происходит потеря коэффициента трения тормозов, вследствие чего они перестают работать. Необходимо перемещаться на малой скорости.
  • Снег на обочинах дорог сужает ширину проезжей части, поэтому съезжать на неё небезопасно. Машину может повести в сторону или опрокинуть, особенно если ехать на большой скорости. При необходимости съехать на обочину, скорость снижают до минимума.
  • Морозным утром на дорожном покрытии образуется гололёд, и шины автомобиля теряют сцепление с дорогой. Передвигаться нужно осторожно, без резкого торможения или ускорения.
  • При случайном заносе в сторону руль поворачивают в сторону заноса без нажатия на педаль тормоза. Используют для торможения двигатель.
  • Ехать без стеклоочистителей и стеклоомывателей запрещено.
  • Относительно других транспортных средств увеличить боковой интервал и дистанцию.
  • Использовать ближний и дальний свет фар, при этом не ослепляя встречных водителей фарами дальнего освещения.
  • При въезде на подъём подбирают одну передачу, которую не меняют до его завершения.

 

Особенности езды в весенне-летний период:

 

  • Когда активно начинает таять снег, на дорогах скапливается много воды, под её слоем всегда скрываются выбоины и неровности. Передвигаться следует осторожно, чтобы не поломалась ходовая часть или автомобиль.
  • Аналогично, как и в осенне-зимний период, после езды по воде проверяют тормоза. Причина та же — уменьшение коэффициента трения и отказ тормозов. При таких обстоятельствах выжимают тормозную педаль до восстановления накладками эффективности торможения. Ехать нужно на малой скорости.
  • На обочинах повышается вязкость земли, поэтому избегают съезда на них, чтобы не допустить заноса или опрокидывания машины. Ехать нужно на минимальной скорости.
  • Ранней весной ещё иногда могут быть утренние заморозки, поэтому шины не имеют полноценного сцепления с дорожным покрытием. Нельзя резко затормаживать, поскольку может произойти блокировка колёс и увеличится тормозной путь. В результате теряется управление, и происходит занос.
  • Если дорога скользкая, не делают резких движений рулём, тормозами и газом. Лучше всего соблюдать постоянную скорость и не менять полосу движения, а также не идти на обгон ТС, движущихся впереди.

 

Помимо прочего, грязные брызги на мокром дорожном покрытии, попадая на лобовое стекло, снижают видимость, поэтому стеклоочистители должны находиться в рабочем состоянии.

Для физического и юридического лица

Единые правила эксплуатации транспортных средств и дорожного движения для физ. и юрлиц определены в ПДД РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 04.12.2018 г.).

Важно! При неблагоприятных метеорологических условиях, которые несут угрозу безопасности людей (туман, гололёд, сильный дождь) предприятие-перевозчик в срочном порядке корректирует график движения транспорта или отменяет рейс.

Дополнительные обязанности возлагаются на индивидуальных предпринимателей и юрлиц при использовании ТС, а именно:

  • работу водителей организовывать согласно требованиям, которые гарантируют безопасное передвижение на дорогах;
  • повышать квалификацию сотрудников, включая работников наземного электро- и автотранспорта и предоставлять для этого все возможности;
  • осуществлять медосмотр сотрудников перед выходом в рейс и после его завершения;
  • контролировать перед рейсом техническое состояние транспорта;
  • обеспечить водителям режим труда и отдыха;
  • осуществлять мероприятия по усовершенствованию навыков водителей оказывать медицинскую помощь при ДТП;
  • при участии принадлежащего организации ТС в ДТП анализировать и устранять причины, а также нарушения ПДД;
  • иметь помещения и оборудование для стоянки, техобслуживания и ремонта автотранспорта или заключать договоры с организациями, оказывающими данные услуги.

Эти правила координируются Федеральным законом от 10.12.95 №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения». Проверяющие органы контролируют, как соблюдаются указанные нормы. Юрлица могут разрабатывать и обязывать водителей выполнять собственные дополнительные требования и правила, чтобы обеспечить безопасность движения на дорогах.

Важно! Надзорные ведомства в случае нарушений эксплуатации ТС выписывают предписания, которые обязывают устранять их сразу после выявления. Нормы закона распространяются на всех юридических лиц без исключения.

Автомобиля с газовым оборудованием

Многие владельцы автомобилей переоборудуют их на ГБО, поскольку ездить на газовом топливе значительно дешевле.

Для транспорта с газобаллонными установками необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации:

  • пройти подготовку, сдать экзамены по техминимуму и правилам ТБ, получить допуск;
  • своевременно проверять уровень газа на приборах (нельзя допускать полного опустошения баллона, авто потеряет тягу);
  • наполнять баллон можно только на 80% независимо от размера;
  • пистолет-ВЗУ должен прилегать плотно (если канал заправки установлен в багажнике, сквозь уплотнитель может произойти утечка газа, что взрывоопасно);
  • чаще обычного менять воздушный фильтр, на зиму и лето обязательно заменять на новые;
  • при гаражном хранении необходимо все вентили, подающие газ, перекрыть перед отключением двигателя;
  • каждый день проверять герметичность и исправность ГБО;
  • для каждого сезона проводят небольшой техосмотр, поскольку используют разные виды газового топлива по содержанию пропана: летнее (до 50%) и зимнее (до 90%);
  • все неисправности нужно сразу устранять на станциях техобслуживания;
  • при запуске в работу двигателя необходимо использовать только один вид топлива (бензин или газ);
  • если машина хранится зимой на открытой местности, двигатель предварительно прогревают только горячей водой или паром, также устраняют обледенелости и пробки в газовых коммуникациях;
  • если используется сжиженный газ для заправки автомобиля, запрещено длительно эксплуатировать бензиновый двигатель, так как в его системе питания отсутствует фильтр, а агрегат предназначен для кратковременного движения машины;
  • перед ночной стоянкой, длительным простоем и техобслуживанием газ необходимо полностью израсходовать, а вентили перекрыть.

Категорически запрещено ремонтировать газовую установку при работающем двигателе автомобиля, а также запускать его при утечке газа.

Знаете ли вы? Первая в мире авария с участием автомобилей произошла в 1891 году в штате Огайо (США).

Период замены резины

Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» чётко обозначены сезоны года, когда следует сменить зимний тип шин на летний и в обратном порядке.

Различают два временных периода:

 

  • Летний (июнь, июль, август). В этот период автотранспорту абсолютно всех категорий категорически запрещено передвигаться исключительно на шипованных шинах.
  • Зимний (декабрь, январь, февраль). Допускается оснащать исключительно зимними типами шипованной и нешипованной резины с маркировкой «M.S», «М+S» или «M&S». Машины категории В (грузовики N1 и легковой транспорт М1) на поверхности шин должны иметь рисунок «снежинка». Для автотранспорта других категорий указанные ограничения отменены с 11.11.2018 года.

 

Определить дополнительный срок, запрещающий езду на шипованных шинах, может законодательная власть на любом уровне с учётом региональных климатических условий. Изменения вносят исключительно в сторону увеличения периода.

Выделяют три типа шин и срока эксплуатации для авто:

  • зимние нешипованные — допускается ездить круглый год, включая марку «М+S» и др.;
  • зимние ошипованные, включая марку «М+S» и пр. (в сентябре – мае);
  • летние, за исключением марки «М+S» и пр. (в марте – ноябре).

С сентября и до конца ноября в обязательном порядке летний тип шин заменяют на зимний. Весной, с марта по май устанавливают летний тип шин. С декабря по февраль допускается применять всесезонные шины исключительно трёх вышеупомянутых марок.

Важно! Если машину эксплуатируют со стёртой резиной на обледеневшей или сильно заснеженной дороге со стёртой резиной до глубины протектора меньше 4 мм водителя штрафуют. Закон разрешает наложение штрафных санкций только в этом единственном случае.

Автомобиля с АКПП

Транспорт с автоматической коробкой передач следует более бережно эксплуатировать и учитывать некоторые нюансы.

Владельцам таких автомобилей необходимо соблюдать следующие правила:

  • мягко ехать с места и тормозить, резкими движениями можно спровоцировать выход из строя запчастей и систем или учащённые рывки в момент переключения;
  • только когда авто полностью остановлено, можно сменить режим заднего хода или двигаться вперёд;
  • нельзя автотранспортом с АКПП буксировать другие машины или вытягивания их из грязи — это провоцирует быстрый износ, и поломки станут неизбежными;
  • вовремя проводить обслуживание на СТО;
  • тщательно подбирать масло с маркировками «АТF» или «ЖАК»;
  • при загрузке авто в грязи её следует толкнуть снаружи и ни в коем случае не буксировать в пол акселератором;
  • при передвижении в авторежиме «3, 2, L» обязательно отслеживать значение оборотов на тахометре, чтобы не пересекали границы красного сектора;
  • на холоде зимой при запуске транспорта в движение необходимо прогреть, включая двигатель, поочерёдно переключать режимы КПП;
  • при стоянке рекомендуется использовать также ручной тормоз;
  • категорически запрещено заводить авто с помощью буксировки, может сломаться АКПП, а её допустимые пределы на скорости не более 40–50 км/ч, на расстояние 40–50 км;
  • в момент движения не допускается переключение в режимы антагонисты, только когда произойдёт полная остановка машины можно переключиться на паркинг или движение назад;
  • при остановке под наклоном используют стояночный тормоз, чтобы исключить поломку блокиратора;
  • при короткой остановке или в пробке выбирают нейтральный режим;
  • масла и присадки необходимо использовать только указанные производителем для конкретной марки авто, эксперименты приведут к неисправностям.

Если передвигаться на высокой скорости и включить пониженную передачу, может произойти занос, поломка АКПП, двигателя или авария.

Знаете ли вы? Первые трансмиссии автомат начали конструировать в 30-х годах ХХ столетия, а с 40-х годов впервые стали устанавливать полноценные установки на авто американского производства. В СССР подобные изобретения с успехом монтировали на спецтранспорт, ГАЗы,«Чайки» и автобусы ЛиАЗ.

Видео: 5 ошибок при вождении на автомате

Правила технического обслуживания

Все манипуляции по техническому обслуживанию автотранспорта всех категорий регламентируют «Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ Р 0-200-01-95» (утв. Приказом Минтранспорта РФ от 13.12.95 №106). Все необходимые работы и ремонт проводят на специально предназначенных для этого станциях, где есть необходимые устройства, приспособления, приборы и инвентарь, которые указаны в Табеле утверждённых Правил в п. 25 Приложения 1.

Каждый автомобиль должен проходить несколько видов ТО при эксплуатации:

  • ежедневное — контрольный осмотр авто перед выездом;
  • первое (ТО-1) — включает ряд операций: контрольно-диагностические, осмотр, регулировочные работы, крепёж, заправку, электротехнические мероприятия;
  • второе (ТО-2) — кроме всех операций, которые включены в ТО-1, производится замена определённых элементов в легковых и грузовых авто;
  • сезонное — проводится перед зимним и летним сезонами в целях подготовки к использованию с учётом изменения температуры воздуха.

Для каждой марки и модели автомобиля определяют индивидуальный перечень операций и характер действий технического обслуживания. Каждый раз учитывается пробег авто, сезон, срок хранения в ситуации, когда транспорт совсем не эксплуатировали в это время.

Знаете ли вы? Газовый двигатель был изобретён раньше бензинового. Впервые заправили автомобиль газом по ошибке на одном из СТО. Это вызвало удивление водителя и сотрудников станции, а также стало доказательством того, что газ можно использовать в качестве топлива.

При каких неисправностях можно эксплуатировать

В п. 31.4 ПДД и «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС» (Постановление ПРФ от 21.02.2002 №127) приведён исключительный список неисправностей. Когда они обнаружены в автомобиле, пользоваться им не разрешается.

Во время поломок рулевого управления, колёс и шин, тормозной системы, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, внешних световых приборов, двигателя и других конструктивных элементов передвижение на авто недопустимо. При других неполадках сотрудники ГИБДД не имеют права запрещать пользоваться автомобилем.

Когда неисправности не несут угрозу жизни, на машине можно передвигаться, например:

  • нерабочий стеклоподъёмник (на безопасность движения никак не влияет);
  • неисправный указатель температуры охлаждающей жидкости.

Эксплуатация ТС — это не только пользование автомобилем в личных и коммерческих целях, но и целая система правил, которые утверждены и регулируются на законодательном уровне. Соблюдение установленных государством требований поможет безопасно передвигаться по дорогам и существенно продлит срок службы вашего авто. К тому же нарушение указанных норм и правил, утверждённых Правительством РФ в нормативно-правовых документах, приводит к наложению штрафа на владельца транспорта, а в некоторых случаях к более строгим наказаниям.

Источник: auto.today

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *