Можно ли использовать современное масло в ретроавтомобилях

Опубликовано От Sergey

Современные масла конечно же лучше тех, которые выпускались полвека-век назад. С ними двигатель лучше защищен от износа, легче запускается в холода, потребляет меньше топлива,да и плановое ТО ему требуется реже.
Но беда в том, что в моторах старых конструкций эти замечательные свойства нынешних масел не работают. И более того – самое дорогое современное масло может нанести мотору классического автомобиля непоправимый вред.На это есть как минимум три причины, и о них мы поговорим подробно.

Но для начала обозначим, что современным будем называть не только масло, разработанное после 1990-х гг., но и сорта, созданные в 1960-е годы. Поскольку именно в 1950-1960-е прошласмена поколений силовых агрегатов, существенно повлиявшая на состав моторных масел – или наоборот, если вам угодно.

Возможны утечки

Ни один производитель масел не даст вам гарантии, что его самое лучше масло не вытечет из вашего только что откапиталенного мотора вскоре после запуска. Потому что химики-маслянщики испытывают свои новые продукты на совместимость со всеми видами уплотнений и материалов – но только не на сальниках и прокладках ретроавтомобилей! По той простой причине, что нет возможности получить их для тестов официально. И при этом многие резиновые смеси старых типов не любят компоненты, используемые в маслах более поздних поколений–уплотнения теряют эластичность и объем, вызывая течи.И это касается не только «синтетики», но и минеральных масел с некоторыми видами присадок.

Кроме того, есть еще один аспект касательно уплотнений и утечек. Так, некоторые двигатели классических авто (не только «Волги», но, к примеру, и Mercedes-Benz) вплоть до 1980-х годов имели уплотнение коленчатого вала с так называемой сальниковой набивкой. Смазка (пропитка), используемая в этом узле, легко вымывается многими моторными маслами последующих поколений, в первую очередь – синтетическими.

Ест металл

Еще одна суровая угроза от новых масел старым моторам – разрушение деталей из некоторых сплавов. Моющие присадки определенных типов в ускоренном порядке окисляют масло, из-за чего усиливается коррозия мягких сплавов. В первую очередь, страдает баббит некоторых видов. Это сплав на основе свинца или олова, использовавшийся на вкладышах подшипников коленвала и шатунов (или вместо них) в автомобилях вплоть до 1960-х годов выпуска.

Названия веществ, разрушающих баббит, известны, но неизвестно, входят ли они в состав используемых ныне комплексных присадок моторных масел, ведь производители-маслянщики по понятным причинам не оглашают своих рецептур.Поэтому использование современного масла превращается для владельца олдтаймера в своего рода лотерею: будет вред двигателю или не будет?

Некорректная фильтрация

Наконец, практически всех моторов разработки до 1950-х годов касается проблема некорректной фильтрации моторного масла. Суть вопроса в следующем. Масла самых старых поколений, категорий качества API SA и SB, не содержали диспергирующих присадок, которые в нынешних маслах поддерживают частицы загрязнений в свободном, взвешенном состоянии. Поэтому продукты износа, нагар и шлаки, находя друг друга в толще «допотопного» масла, сбивались в смолистые комки, образовывая довольно крупные частицы грязи.

К такому положению дел была приспособлена система смазки тогдашних моторов, состоящая из полнопоточногофильтра грубой очистки и фильтра тонкой очистки, через который проходила лишь часть масла (10-15 % объема за один «круг» масла по системе). Фильтр грубой очистки, состоящий из плотно расположенных пластин металла, успешно отсеивал в щелях между ними вышеупомянутые крупные частицы загрязнений – размером более 120 микрон. А фильтртонкой очистки,в виде щелей между дисками и пористого картона на пути потока масла, справлялся с тем небольшим объемом мелких – порядка 5 микрон – частиц грязи, которые еще не успели присоединиться к комкам.

По-иному выглядит картина фильтрации, если в старый двигатель залить маслоболее поздних, чем ему предписано, поколений. Диспергирующие присадки не дают загрязнениям слипаться, поэтому щелевой фильтр грубой очистки с его «крупнокалиберными» щелями оказывается безполезным – грязное масло с мелкими включениями (менее 120 мкм) проходит через него без фильтрации.Также безсилен тут фильтр-отстойник (сепаратор), встречающийся на некоторых автомобилях. А фильтр тонкой очистки хоть и может отловить мелкие загрязнения, не справляется с их количеством, поскольку рассчитан лишь на часть потока масла. И, оставшись без помощи «грубого» фильтра, довольно быстро забивается.

Да, преждевременно загрязненное масло можно чаще менять – но как узнать, когда именно? Не будешь же сдавать пробы в лабораторию после каждой сотни пробега. И в итоге драгоценный ретро-двигатель работает на замечательном современном масле, которое не очищается и постепенно накапливает загрязнения, которые провоцируют ускоренный износ агрегата.
Следует отметить также, что на некоторых моделях двигателей был только один фильтр – неполнопоточный тонкой очистки.А на моторах довоенной разработки порой вообще не было фильтров, поскольку масло менялось часто: с интервалом 500 – 1000 км. В случае с такими силовыми агрегатами вопрос фильтрации при подборе масла неактуален, точнее, требует особого рассмотрения.

Итак, резюмируем: заливать современные масла (разработки второй половины ХХ века и свежее) в двигатели более ранних конструкций можно. Но с массой оговорок, то есть – только при крайней необходимости и при вашей глубокой уверенности в успехе. Поэтому реставраторы-мотористы и эксперты по смазочным материалам рекомендуют не рисковать двигателем, а использовать заведомо подходящие масла из специальных классических линеек.

Источник: http:/auto.today/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *