Нагрузка грузового автомобиля и что будет за перегруз

Опубликовано От Sergey

Пользование грузовым транспортом ограничено рядом нормативных актов, правил и требований, в том числе максимальной нагрузкой на ось. О том, каким может быть допустимый вес у грузовика и какое наказание грозит автовладельцу за превышение этой нормы, пойдёт речь в статье.

  • Максимальный допустимый вес
    • Грузового автомобиля
    • Легкового автомобиля
  • Как рассчитать нагрузку по осям
  • Где и как проверяется
  • Наказание за перегруз
    • Индивидуальным предпринимателем
    • Юридическим лицом
  • Можно ли оспорить штраф
  • Правила перевозки грузов

Максимальный допустимый вес

C каким предельным весом может передвигаться транспортное средство (ТС), определяется отдельно для категории или типа дороги. Сегодня они разбиты на 5 категорий (I, II, III, IV, V) и 2 типа (А, В). Те, которые имеют наиболее крепкое дорожное покрытие и интенсивную пропускную способность, относятся к первой и второй группе. К третьей — причисляют менее широкие полосы с несильной загруженностью и облегчённым покрытием. В четвёртую группу входят дороги, местами покрытые булыжниками и гравием. В пятую — без твёрдого покрытия.

К типу А причислены магистрали из I–III категории, к типу В — из IV.

Знаете ли вы? Самым быстрым грузовиком в мире названа пожарная машина марки Ford по кличке Гавайский орёл, которая в 1998 г. смогла проехать 655 км/ч. Её усовершенствованием на протяжении трёх лет занимался американец Шэннон Сейдел.

Грузового автомобиля

Грузовой транспорт может осуществлять езду по дорогам с твёрдым покрытием. Предельная нагрузка на магистрали типа А составляет 38 т, типа В — до 28,5 т.

Если говорить о максимально допустимом весе в соответствии с типом машины, то двухосные могут весить не больше 18 т, трёхосные — 25 т; четырёхосные — 32 т; пятиосные — 35 т.

Легкового автомобиля

При перевозке грузов с помощью легкового ТС также существуют ограничения. За перегруз сотрудники ГИБДД вполне могут остановить и привлечь к наказанию, поскольку справиться с управлением перегруженного ТС сложно, и оно создаёт опасность на дороге.

Допустимый вес перевозимого груза или багажа зависит от модели авто и прописан в техпаспорте. Для большинства ТС он составляет 400–550 кг с учётом пассажиров и топлива.

Рекомендуем к прочтению:

  • Расчет максимальной нагрузки на оси автомобиля, штраф за перегруз
  • Как определить перегруз автомобиля, какой штраф за превышение максимальной нагрузки
  • Как пригнать грузовик из Европы?
  • Нужен ли полис ОСАГО на прицеп к легковому и грузовому автомобилю

Например, для машины марки Volkswagen Golf, которая в ненагруженном состоянии весит 1228 кг, установлены ограничения в гружёном виде в 1770 кг. Т. е. багаж не может весить больше 542 кг. При условии, что в авто передвигается 1 человек весом 70 кг и двое детей весом 30 и 20 кг, загрузка может быть максимальной в 422 кг. Стоит обратить внимание, что топливо в эту массу не входит, поэтому следует вычесть ещё и вес полного бака — около 37 кг. Таким образом, грузить указанную модель ТС свыше 385 кг нельзя.

При этом груз необходимо стараться равномерно распределять по салону. Например, при проезде в салоне 5 человек весом по 80 кг распределение на оси будет равномерным, а при полной загрузке багажника, например, стройматериалами или мешками с картофелем, и нахождении в салоне одного водителя центр тяжести будет сильно смещён в сторону задней оси. Управлять таким автомобилем сложно и небезопасно. Большой груз, перевозимый на крыше, повышает риск переворачивания.

Узнать о том, не перегружено ли легковое авто, можно, взвесив его на весах на СТО

Кроме как в багажнике, легковое ТС способно транспортировать грузы в лёгких прицепах. В таком случае машина и прицеп в общей сложности не должны весить больше 3,5 т. О том, какой предельный вес может буксировать машина конкретной модели, можно узнать из технической документации.

Важно! Чтобы перевезти груз на грузовике сверх нормы, грузоотправителю необходимо заблаговременно оформить разрешение от подведомственной структуры Минтранса России с согласованием маршрута и компенсацией урона, наносимого дорожному покрытию.

Как рассчитать нагрузку по осям

Осевой нагрузкой называют массу машины, передаваемую на проезжую часть колесами одной оси.

Для грузовых ТС, стоящих на двух осях, вес высчитывается по формулам:

Ма = Нпо + Нзо, что означает масса автомобиля равняется нагрузке на переднюю и заднюю оси.

Для трёхосных ТС формула будет иной:

Ма = Нпо + Нзт, где последний параметр обозначает нагрузку на заднюю тележку.

В грузовых ТС ось, размещённая сзади, всегда нагружена больше, чем та, что спереди, поскольку именно на неё ложится багажный отсек. Под определением «максимальная осевая нагрузка» подразумевается вес самой нагруженной части. Как раз этот параметр прописывается на дорожных знаках.

Автомобили с нагрузкой на оси, ограниченной 6–10 т, могут передвигаться по автомобильным магистралям только I, II и III категории (группы А). Машинам, у которых этот параметр не превышает 6 т, разрешено осуществлять езду по любым автотрассам, в частности и IV категории (группы В).

Стоит отличать предельную осевую нагрузку от допустимой. Последний параметр устанавливается производителем и обозначает предельный вес, который может передаваться колёсами одной оси

Чтобы самому вычислить, насколько нагружены оси, можно воспользоваться специальными калькуляторами, размещёнными в Сети, или произвести вычисления по такому принципу:

  • Отдельно определить вес, которым нагружаются прицеп и тягач. Сначала сложить массу прицепа (указана в свидетельстве регистрации ТС) и груза (прописана в накладной).
  • От получившегося числа высчитать 75%. Это будет общая нагрузка на прицеп. (Принято считать, что оставшиеся 25% груза ложатся на тягач.)
  • Нагрузку на прицеп разделить на число осей. Получившаяся цифра — это нагрузка на прицепные оси.
  • Далее необходимо перейти к вычислению веса, ложащегося на оси тягача: к 25% от суммы веса прицепа и груза прибавить массу тягача (прописана в свидетельстве регистрации).
  • Высчитать из получившейся суммы 75% и разделить эту цифру на число задних осей.
  • Нагрузка на переднюю ось будет равняться оставшимся 25%.
  • С предельно возможной загруженностью оси можно ознакомиться в таблице:

    Количество осей Одно ТС, т Автопоезд, т
    2 18
    3 25 28
    4 32 36
    5 35 40
    6 и больше 44

    Где и как проверяется

    Вес грузового автотранспорта проверяется сотрудниками постов весового контроля (ПВК), а также при въезде и выезде из предприятия. Посты могут быть размещены на одном месте или передвигаться. Для вычисления нагрузки на ось разработаны специальные весы. Они определяют массу, ложащуюся на каждую из осей. Такие приспособления для взвешивания устанавливаются около мостов и иных возведений, транспортирование грузов по которым ограничено. Перед ними ставится специальный дорожный знак.

    Весы бывают двух типов — для динамического и статического взвешивания.

    Первые —осуществляют вычисление осевой нагрузки в движении на скорости 5 км/ч. Они состоят из грузоподъёмной и электронной частей. Установку их производят на предприятиях и ПВК.

    Автомобильные весы для статического взвешивания могут выдерживать предельную нагрузку от 20 до 200 тонн. Для взвешивания автомобилю необходимо заехать на грузоподъёмную платформу

    Работники ПВК вначале взвешивают машину во время езды. Если её масса превышает предельную норму, то она выводится из полосы движения и взвешивается повторно — на статических весах, которые фиксируют более точные показатели.

    Наказание за перегруз

    За перегруз транспортного средства предусмотрены штрафы. Их размер и порядок возмещения прописаны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в ст. 12.21.1. Для управляющих машинами, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических фирм они разные.

    Индивидуальным предпринимателем

    В таблице указаны суммы штрафов, которые предусмотрены для управляющих машиной и должностных лиц:

    Состав нарушения Сумма взыскания с водителя, тыс. руб. Сумма штрафа для должностного лица, тыс. руб.
    Превышение груза на 2–10% от разрешённых норм либо цифр, прописанных в разрешительной документации до 1,5 до 15
    10–20% без разрешительных документов до 4 до 30
    20–50% без разрешительных документов до 10 (либо изымание прав до 4 месяцев) до 40
    10–20%, 20–50% от значений, прописанных в разрешительной документации до 3,5 до 25
    свыше 50% от значений, прописанных в разрешении, или без разрешительных документов до 10 (либо изымание прав до 6 месяцев) до 50
    превышение значений на знаке ограничения 5 5

    На предпринимателей-физических лиц возлагаются те же наказания, что и на юридических.

    Важно! Фиксацию нарушения перевозки грузов работнику ПВК следует обязательно производить вместе с представителем ГИБДД. Устройства, на которых производятся замеры, должны быть сертифицированными и утверждёнными официальными органами.

    Юридическим лицом

    Для указанной категории установлены следующие виды наказания:

    Перегруз, % Сумма штрафа, тыс. руб.
    2–10% с разрешением и без до 150
    10–20% без разрешительной документации до 300
    20–50% без разрешительной документации до 400
    10–20%, 20–50% от значений, прописанных в разрешительных документах до 250
    свыше 50% от значений, прописанных в разрешительной документации, или без разрешительных документов до 500

    Кроме вышеописанных способов наказания, за нарушение также грозит отправка ТС на спецстоянку.

    Штрафование предусмотрено, даже если перегружена всего лишь одна ось. За перевес легкового автомобиля и неправильную перевозку груза, создающую проблему для других участников движения, грозит штраф в 500 рублей.

    Можно ли оспорить штраф

    Если водитель или грузоотправитель считают, что штраф выписан несправедливо, его можно оспорить в суде. Есть несколько причин, которые могут отменить или снизить сумму штрафа. Они касаются несоответствия дорожного покрытия ГОСТу, СНиПу и своду правил «Автомобильные дороги». Однако доказать неправомерность выписанного наказания возможно лишь с помощью опытного юриста.

    Правила перевозки грузов

    Перевозки грузов автотранспортом регламентируются документом, утверждённым постановлением российских властей от 15.04.2011 г. № 272. Перевозчику груза необходимо:

  • Надёжно зафиксировать багаж верёвками либо ремнями, способными выдержать его полный вес.
  • Распределить нагрузку равномерно на все оси или стороны прицепа.
  • Поместить груз так, чтобы он не загораживал световые приборы, обзор водителю и другим передвигающимся по дороге.
  • Груз нужно обозначить специальными знаками в случае выступления его дальше, чем на 1 м сбоку и более, чем на 40 см от габаритов, а также если он выходит за машину на 1 м спереди и сзади, но не более, чем на 2 м. В тёмное время багаж должен быть дополнительно отмечен фонарём. Знак «Крупногабаритный груз» устанавливается непосредственно на багаж в крайней выступающей точке.
  • Убедиться, что груз и машина в общей сложности не превышают допустимых 4 м в высоту от проезжей части.
  • Иметь на руках договор о перевозке, должным образом оформленную товарно-транспортную накладную и, если требуется, разрешение на перегруз.
  • Знаете ли вы? Самый длинный автопоезд, попавший на страницы Книги рекордов Гиннесса, передвигался по Австралии. В нём насчитывалось 45 трейлеров и 100 колёс.

    Водитель гружёной машины не должен:

    • превышать скорость;
    • отклоняться от маршрута;
    • проводить движение при неблагоприятных погодных условиях (гололёд, снегопад, плохая видимость);
    • ехать по обочине проезжей части;
    • эксплуатировать неисправное ТС.

    Разрешение на перевозку и перегруз получается в уполномоченном органе в зависимости от того, какой дорогой будет следовать автомобиль. Для проезда по федеральным и международным трассам следует обращаться в Росавтодор, по межгородским и региональным — в Исполнительный орган субъекта РФ, по дорогам местного значения — в орган самоуправления муниципалитетом. К заявлению на разрешение следует добавить документы на машину и груз, схему маршрута.

    Итак, как грузовые, так и легковые ТС имеют ограничения по весу. Превышение его грозит административной ответственностью, поскольку вождение перегруженным автомобилем небезопасно — такое авто хуже входит в поворот, имеет более длинный тормозной путь, хуже поддаётся управлению, повышается риск его опрокидывания.

    Источник: auto.today

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *