Системы пассивной безопасности автомобиля: описание и функции

Опубликовано От Sergey

Автомобильная безопасность — это мероприятия по изучению и практическому проектированию, строительству, оснащению и регулированию всего комплекса дорожного движения для сведения к минимуму возникновения и последствий дорожно-транспортных происшествий с участием автотранспортных средств. Из статьи вы узнаете о пассивной безопасности автомобиля, её элементах и о системах активной защиты.

  • Что такое пассивная безопасность автомобиля?
  • Элементы пассивной безопасности
    • Внутренняя
    • Внешняя
  • Системы активной и пассивной безопасности автомобиля

Что такое пассивная безопасность автомобиля?

Безопасность пассажиров занимает главное место в автомобильном секторе, где постоянно обновляются эксплуатационные технологии проектирования транспорта для обеспечения защиты пассажиров и пешеходов. Каждый день на дорогах случаются аварии. Риск серьёзных повреждений и травм у пассажиров можно снизить, благодаря пассивной безопасности автомобиля.

Важно! Поскольку дети имеют неразвитую скелетную систему, они до 12 лет должны ездить пристёгнутыми в правильно установленном и соответствующем возрасту автокресле на заднем сиденье.

Она относится к мерам, направленным на минимизацию или предотвращение получения травмы в результате несчастного случая. Современные средства обеспечивают поддержку во время вождения и могут спасти жизни. Пассивная безопасность особенно важна, когда водитель больше не может активно вмешиваться в дорожные происшествия.

Компоненты система пассивной безопасности: 1 – аварийный выключатель АКБ; 2 – безопасный самооткрывающийся при столкновении капот; 3 – подушка безопасности переднего пассажира; 4 – боковая подушка безопасности переднего пассажира; 5 – боковая подушка безопасности переднего пассажира; 6 – активные подголовники; 7 – задняя правая подушка безопасности; 8 – левая головная подушка безопасности; 9 – левая задняя подушка безопасности; 10 – датчик удара задней подушки безопасности со стороны водителя; 11 – натяжитель ремня безопасности; 12 – боковая подушка безопасности водителя; 13 – датчик удара боковой подушки безопасности водителя; 14 – подушка безопасности водителя; 15 – коленная подушка безопасности; 16 – блок управления подушек безопасности; 17 – датчик удара фронтальной подушки безопасности водителя; 18 – датчик срабатывания пиропатрона капота; 19 – датчик удара фронтальной подушки безопасности переднего пассажира

Элементы пассивной безопасности

Пассивные элементы безопасности — это те, которые помогают защитить пассажиров транспортного средства (ТС) от дальнейших травм, когда авария уже произошла. В отличие от активных функций безопасности, которые нацелены на предотвращение или смягчение аварий и возможных последствий, основная функция пассивных элементов заключается в защите водителя и пассажиров внутри ТС от различных по силе столкновений. Современные ТС содержат то, что инженеры иногда называют жизненным пространством.

Жизненное пространство — созданная зона вокруг пассажиров ТС, в которой шансы избежать аварии с минимальными травмами более вероятны. Функции пассивной безопасности обеспечивают максимально возможную сохранность этого жизненного пространства и то, что пассажиры ТС остаются в этом пространстве на протяжении всей аварии. Область за пределами жизненного пространства — место, где более серьёзные травмы могут быть неизбежны.

Знаете ли вы? Различные типы подушек безопасности испытаны на мотоциклах. В 2006 г. Хонда (Honda) представила первую серийную систему подушек для туристических мотоциклов Gold Wing.

Например, если водитель, участвующий в ДТП, не пристёгнут ремнём безопасности, он может выйти за пределы жизненного пространства ТС, ударившись о лобовое стекло или другие части жёсткого салона ТС. В случае более сильного столкновения водитель без ремня часто полностью выбрасывается из автомобиля. Несмотря на классификацию этих признаков как «пассивных», они чрезвычайно важны, когда речь идёт о снижении тяжести травм в результате ДТП.

Эти функции также постоянно развиваются и совершенствуются. Например, во многих новых автомобилях подушки безопасности не только надуваются из рулевой колонки, но также появляются вдоль боковых панелей и даже вокруг коленей. Также доступны усовершенствованные ремни безопасности, которые могут снизить уровень натяжения на теле человека, чтобы уменьшить количество травм, связанных с ремнями. Даже подголовники могут включать в себя технологию пассивной сохранности, чтобы снизить риск ударов.

Примеры элементов пассивной безопасности автомобиля:

  • Зона выживания — обеспечена жёсткостью кабины, благодаря, например, боковому усилению.
  • Зоны деформации — являются структурным элементом защиты в ТС и расположены в передней, задней и правой части. Они управляют кинетической энергией столкновения, поглощая и распределяя её внутри внешних частей автомобиля, и не передают её на места пассажиров и водителя. Это предотвращает деформацию пассажирского салона и защищает от травм. Автомобильный салон превращается в «зону сохранности» за счёт контролируемого ослабления наружных частей автомобиля при одновременном усилении и увеличении жёсткости внутренней части кузова автомобиля, за счёт использования большего количества усиливающих балок и повышенной прочности стали. Ударная энергия, которая достигает «зоны сохранности», распространяется по максимально широкой области салона, чтобы уменьшить его деформацию.
  • Ремни безопасности — предназначены для поглощения инерционной энергии и предотвращения поступательного движения пассажиров ТС во время столкновения или внезапной остановки. Ремень безопасности снижает вероятность смерти или серьёзных травм в результате дорожно-транспортного происшествия, уменьшая силу ударов, обеспечивая правильное расположение пассажиров для максимальной эффективности подушки безопасности (если она установлена) и удерживая пассажиров от вылета через ветровое стекло.

  • Натяжители — во многих современных автомобилях ремни снабжены преднатяжителями (зажимами полотна), которые практически мгновенно фиксируют его в случае аварии для уменьшения инерционного движения вперёд пассажира при сильном столкновении. Кроме того, преднатяжители не позволяют пассажирам «проскальзывать» под свободно или слабо пристёгнутым ремнём. Существует три типа преднатяжителей ремней: механический, электрический и пиротехнический.
  • Подушки безопасности — служат удерживающей системой и поглощают энергию инерции между пассажирами и внутренней конструкцией салона — рулём, приборной консолью, стойками, обшивкой кузова и лобовым стеклом, обеспечивая мягкую амортизацию при столкновении и минимизируя риск травм. Современные автомобили имеют различные конфигурации подушек: фронтальная, боковая, коленная, головные «шторки» (предназначена для защиты головы и шеи), подушка сидения (предназначена для защиты от погружения тазовой части ниже поясного ремня), подушки безопасности пешеходов.

  • Многослойное стекло — это вид неопасного стекла, которое при разрушении удерживается внутренним слоем из поливинилбутираля или этиленвинилацетата, и уменьшает вероятность ранения пассажиров острыми осколками. При его повреждении появляется характерная картина растрескивания — «паутина», когда силы удара недостаточно для полного раскола стекла. Ламинированное ветровое стекло, установленное таким образом, чтобы его можно было легко вытолкнуть из автомобиля после аварии.
  • Правильно расположенные топливные баки — из соображений безопасности в современных автомобилях топливный бак обычно располагается перед задней осью вне зоны деформации автомобиля. Он изготовлен из прочного пластика и оснащён системой, предотвращающей утечку топлива при опрокидывании ТС.
  • Переключатели выключения топливного насоса — в случае аварии выключатель подачи топлива размыкается из-за силы удара и деактивирует электрическую цепь топливного насоса. Поток топлива будет остановлен, что предотвратит его утечку из любой части повреждённого топливопровода. Кроме этого, существует клапан опрокидывания, который отключает насос при перекидывании ТС.
  • Расположение аккумуляторной батареи вне зоны деформации.
  • Барьерные сетки для грузового пространства — устанавливаются между пассажирскими и грузовыми отсеками в фургонах и внедорожниках во избежание травмирования пассажиров незакреплённым грузом и обрушением крыши при опрокидывании автомобиля.
  • Разделённая рулевая колонка, поглощающая часть энергии при лобовом столкновении и предотвращающая попадание рулевого колеса в кабину.
  • Интерьер салона выполнен из мягких материалов и в соответствии с действующими требованиями (воспламеняемость и горючесть материалов, отсутствие острых краёв, мягкие приборные панели).

  • Использование замков в дверях ТС, которые препятствуют автоматическому открытию, но позволяют легко открывать дверь после столкновения.
  • Применение эргономичных сидений с боковыми спинками и возможностью смены положения передних сидений.
  • Защита ТС от запуска детьми.
  • Для защиты пассажиров при опрокидывании в ТС с открытыми кузовами (кабриолеты, внедорожники) служит рама ветрового стекла и жёсткий борт над автомобилем за задними сиденьями.
  • Пассивную безопасность ещё можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

    Рекомендуем для прочтения:

    • Какие самые безопасные автомобили
    • Как работает система автоматического торможения
    • Можно ли самому заменить подушку безопасности в автомобиле
    • Что делать, если горит лампа подушек безопасности

    Внутренняя

    Внутренняя пассивная система безопасности направлена на повышение сохранности транспортных грузов и снижение вероятности повреждений, ранений или смерти человека (водителя и пассажира) в ТС.

    Это обеспечивают конструктивный кузов (жёсткость центральной части и отсутствие деформации при опрокидывании) и элементы салона (отсутствие острых и опасных краёв, самопроизвольное открывание дверей, ремни, подушки, рулевая колонка и бамперы с энергопоглощающими элементами). К этой системе можно причислить запасные выходы, средства их открывания и инструкции.

    Внешняя

    Пассивная внешняя система безопасности касается внешних участников дорожного движения и состоит из средств уменьшения вероятности травм от прямого или непрямого контакта с элементами автомобильного транспорта.

    Минимизировать это опасный контакт можно такими средствами:

    • использование брызговиков,
    • соответствующая заметность автомобиля (отражатели и противотуманные фары, окраска кузова в контрастные цвета);
    • уменьшение опасного воздействия от столкновения (обтекаемая конструкция кузова, удаление острых углов, выступающих решёток, бамперов и ручек, кронштейнов антенн снаружи автомобиля, пешеходные подушки безопасности);
    • оптимизация работы светофоров;
    • профессиональное вождение;
    • хороший обзор сзади, спереди и по бокам автомобиля с помощью системы зеркал.

    Важно! Около 90% автомобильных аварий прямо или косвенно связаны с человеческим фактором.

    Системы активной и пассивной безопасности автомобиля

    Безопасность автомобиля обеспечивается совместной работой систем активной и пассивной безопасности. Если система пассивной безопасности, элементы которой рассмотрены выше, не выполняет никаких действий до аварийной ситуации, то активная система работает, чтобы предотвратить аварию, — она всегда остаётся активной во время вождения и постоянно работает на предотвращение столкновений.

    Наиболее активные функции являются электронными и контролируются компьютером. Системы будут подавать водителю как визуальные, так и звуковые сигналы предупреждения при неизбежном столкновении и предпримут корректирующие действия, если водитель этого не делает.

    Системы активной безопасности:

  • Контроль тяги или электронная программа устойчивости — позволяет колёсам поддерживать тяговый контакт с поверхностью дороги при торможении, что предотвращает блокировку колёс (прекращение вращения) и неконтролируемый занос.
  • Контроль давления в шинах является важной мерой, поскольку они являются единственным контактом между автомобилем и дорогой, необходимым для снижения скорости.
  • Обнаружение ТС, располагающихся в слепых зонах (за опорами окон, подголовниками, пассажирами на задних сиденьях).
  • Система распознавания дорожных знаков предупреждает водителя о принудительных ограничениях на дороге.
  • Автономное экстренное торможение и корректировка тормозной системы для смягчения столкновений и выездов на дорогу.
  • Усовершенствованные системы помощи водителю, в которых используются датчики предупреждения о прямом столкновении и о выходе из полосы движения при ошибке водителя, потери внимания и сонливости.
  • Адаптивный круиз-контроль — интеллектуальная форма круиз-контроля, которая автоматически замедляется и ускоряется для поддержания оптимального расстояния от впереди идущих автомобилей. Управление основано на информации от бортовых датчиков.
  • Улучшения в конструкции проезжей части, дорожного полотна и ТС неуклонно снижают уровень травматизма и смертности во всех странах. Производители автомобилей вкладывают значительные средства в разработку новых систем, которые направлены на предотвращение аварий на дорогах и устранение последствий несчастного случая. Внедрение таких технологий в качестве стандарта на новые ТС принесут значительные выгоды для безопасности дорожного движения.

    Источник: auto.today

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *