В каком году появилось ОСАГО и когда его ввели в России, как рассчитывается

Опубликовано От Sergey

Процедура автострахования имеет длительную историю, которая берёт своё начало практически сразу с момента изобретения транспортных средств (ТС) в Соединённых Штатах Америки. Сравнивая с зарубежным, российское автострахование считается относительно молодым, но сама история рассматриваемой процедуры как за рубежом, так и в России очень интересная.

  • История автострахования
  • Начало автогражданской истории в России
  • Что нужно знать об ОСАГО
  • Особенности тарификации
  • Как рассчитывается ОСАГО
  • Коэффициенты, используемые при расчёте стоимости полиса

История автострахования

Изначально страхование, что берёт свои истоки с XYIII века, делилось на такие разновидности:

  • от падежа скота;
  • от огня;
  • морское.

В первой половине ХХ века добавилось большее количество видов, а именно:

  • медицинское;
  • гражданской ответственности (ГО);
  • социальное;
  • транспортных средств.

Знаете ли вы? Статистические данные утверждают, что в США в 1930 году ежедневное количество жертв, погибших после ДТП, достигало 110 человек, а в 2000 г. число смертей на дороге увеличилось до 114 человек в день.

Факт первой выплаты по страховому договору ТС зафиксирован в Дейтоне (Соединённые Штаты Америки) в 1897 году, когда Г. Люмикс приобрёл рассматриваемый договор в Travelers
Insurance Company (работающей по сей день). Договор действовал в случае аварии, в результате которой могут быть физически и материально пострадавшие лица.

Гилберт после аварии получил финансовые выплаты, которые по современным меркам равняется 26 000 долларам. А первый страховой договор был оформлен М. Трумэном, который получил компенсацию при столкновении его авто с конной повозкой. В результате возникшей аварийной ситуации компания оплатила Мартину 500 долларов.

В крупных городах ТС активно эксплуатировали после окончания Первой мировой войны. Попав в дорожно-транспортное происшествие, автовладелец обязан был самостоятельно покрывать все убытки, как связанные со здоровьем, так и с ТС и другим материальным имуществом.

Высокий уровень аварийности был связан с наличием таких факторов:

  • отсутствие экзаменов по вождению;
  • не было возрастных норм;
  • не было ограничений по состоянию здоровья;
  • отсутствие необходимой разметки и знаков на проезжей части, защищающих всех участников дорожного движения.

В 1925 г. закон о финансовой ответственности, принятый в Коннектикуте, обязывал собственника ТС доказывать, что он владеет необходимыми средствами, которыми сможет компенсировать нанесённый ущерб в результате аварии. Самым удобным способом, выступающим в качестве такого доказательства, считалось оформление полиса о страховании ответственности, что приравнивается к современному полису ОСАГО.

Факт своей состоятельности автомобилист должен доказать лишь после первого дорожно-транспортного происшествия. В штате Массачусетс, спустя пару лет, утвердили законопроект, который обязывал каждого автомобилиста застраховывать ГО. Далее с 1930 года опыт страхования ТС переняли остальные штаты. Автострахование в европейских странах немного отличалось от американского.

Англия — первая страна, принявшая решение об обязательном страховании (ОС). Официально документ стал действительным в 1930 году и был назван «Дорожный акт». Рассматриваемый документ включал нормы, которые отчасти актуальны и сегодня. К примеру, была введена ответственность за управление ТС в нетрезвом состоянии или под действием других наркотических веществ.

Законодательно также были введены нормы о страховании ответственности, к которым относится страхование собственников транспортных средств от причинения физического ущерба другим лицам. Рассматриваемый акт был обновлён английским законодательством в 1988 году и обязывает приобретать автостраховку согласно данным нормам. Следующей страной, которая приняла схожий законопроект, была Германия. С каждым годом количество таких европейских стран, законодательно обязывающих водителей к страхованию, увеличивалось.

Рекомендуем для прочтения:

  • Период использования транспортного средства в ОСАГО
  • Последствия езды без страховки
  • Стоимость полиса ОСАГО для начинающего водителя
  • Расчёт водительского стажа для ОСАГО

Начало автогражданской истории в России

Вопрос о процедуре оформления автостраховки в Советском Союзе был поднят в конце 1960-х годов, так как количество ТС ранее было не достаточно высоким для того, что рассматривать данную процедуру.

Постановление «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов» (1984 г.) выступало платформой в разработке страхования ТС, пассажиров и материального имущества. Процедура происходила путём оформления страховки по собственной воле. Оформление полиса КАСКО в 1991 г. также проходило добровольно, но, несмотря на это, не завоевало популярность.

Последнее десятилетие XX века характеризовалось рассмотрением ряда законопроектов об ОС транспортных средств, один из которых вступил в силу лишь в 2003 году и вводился в несколько этапов. Благодаря корректировкам в законе «Об ОСАГО» появились новые процедуры — «Европейский протокол» и «Прямое возмещение убытков», с которыми россияне ознакомились в 2009 году.

Знаете ли вы? В XX веке российские органы Госстрахнадзора начали активно отзывать лицензии у страховых компаний (СК), что привело к стремительному сокращению их числа. Если в 1997 г. количество СК составляло 2504, то к 2008 г. их количество уменьшилось до 786.

Что нужно знать об ОСАГО

В Госдуме законопроект об обязательном страховании ГО был представлен на слушаниях в 2000 году, цель которого — заключение страхового договора ОСАГО каждым собственником ТС. Рассматриваемый закон был утверждён 25.04.2002 года.

Основой для его принятия стали такие факторы:

  • Обязательное автострахование — как требование к странам-участникам во Всемирной торговой организации.
  • Страхование ТС в Европе — эффективная система материальной компенсации за причинённый ущерб.
  • Растущий скачок финансового рынка по части страхования в конце XX века.
  • Действие закона началось с 2003 года, который запомнился огромным наплывом клиентов в СК. В 2005 году Конституционный суд отказал в исках, поданных некоторыми депутатами, о законности процедуры заключения договора и о высоких тарифах обязательной страховки.

    Решение суда имело такие поправки:

    • гарантии в получении компенсаций пострадавшим в ДТП;
    • страхование собственника ТС от большой суммы возмещения ущерба, которую он не может сам оплатить;
    • мотивации в соблюдении ПДД.

    С 2015 года каждый автовладелец может приобрести электронный полис, распечатка которого допускается при проверке инспекторами ГИБДД.

    Можно выделить основные три особенности российского автострахования:

  • Правила оформления и установка тарифов для автострахования утверждается Правительством и Центробанком РФ.
  • Действующие процедуры «Европейского протокола» и «Прямого возмещения ущерба».
  • Допустимость бонус-малуса, благодаря которому при заключении страхового договора клиент может получить скидку в зависимости от длительности безаварийного стажа вождения.
  • Особенности тарификации

    Стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит от основной информации, которую должен предоставить клиент, каждая деталь во внесённых базовых данных может значительно повлиять на цену договора.

    ПО сравнению с процедурой автострахования КАСКО, отличающейся добровольной основой оформления договора, система тарификации страховых компаний с лицензией на ОСАГО гарантирует безопасность. А правильный расчёт стоимости будет напрямую зависеть от компетентности менеджера (данный фактор может быть исключён, если клиент решил приобрести полис через Интернет). Изменения в тарификации были впервые внесены в 2015 году, в результате чего стоимость полисов значительно увеличилась в цене.

    Важно! Сегодня возмещение ущерба по ОСАГО пострадавшему составляет 400 000 рублей за ТС и 500 000 в случае получении физического вреда.

    Корректировки в системе тарификации автострахования были осуществлены в связи с:

    • повышением инфляции;
    • увеличением стоимости медобслуживания;
    • повышением тарифов на покупку комплектующих и деталей для ТС и на ремонтные услуги автомобилей.

    Как рассчитывается ОСАГО

    Центральный Банк Российской Федерации утверждает основные тарифы и коэффициенты, необходимые для расчёта страхового договора. Каждая страховая компания, имеющая лицензию на ОСАГО, обязана ориентироваться на законодательно утверждённую единую систему тарификации автострахования. С октября 2014 года страховые компании вправе отклоняться от установленного тарифа, но в рамках определённых ценовых рамок.

    Система расчёта полиса ОСАГО может проводиться двумя способами:

    • путём использования формулы;
    • с применением онлайн-калькулятора, предложенного разными интернет-ресурсами.

    Большинство автомобилистов дают предпочтение онлайн-сервисам для подсчёта стоимости договора ОСАГО. Этот способ более простой и быстрый, так как водителю не нужно будет искать каждый показатель в таблицах и самостоятельно считать. В онлайн-калькуляторах нужно выбрать необходимый вариант или внести базовые данные, а далее процесс подсчёта будет автоматически выполнен.

    Важно! Проведение процедуры расчёта в любом случае требует наличия данных о транспортном средстве, о собственнике, с учётом информации о всех лицах, допущенных к управлению ТС.

    Коэффициенты, используемые при расчёте стоимости полиса

    Вычисляется стоимость полиса по формуле:

    ТБ × КТ × КБМ × КВС × КО × КМ × КС × КН.

    Необходимо перемножить восемь базовых коэффициентов, показатели которых представлены в Приложении 2 к Указанию Банка России.

    Каждая аббревиатура имеет своё значение и расшифровывается таким образом:

  • ТБ — базовый тариф. Единый показатель для всех страховых компаний (СК), который размещается на сайтах страховщика с указанием на каждую категорию ТС.
  • КТ — тарифный показатель места эксплуатации ТС (территориальное указание).
  • КБМ — бонус-малус или коэффициент, указывающий на факт наличия ранних страховых случаев, где автомобилист — виновник ДТП. Чем больше таких случаев, тем ниже показатель. Безаварийное вождение оценивается коэффициентом 0,5 (13-й класс).
  • КВС — данные о возрасте и стаже вождения. Данный показатель представленный от 1 (больше 22 лет и стаж вождения ТС больше чем 3 года) до 1,8 (меньше 22 лет, меньше 3 лет).
  • КО — количество физлиц, имеющих право садиться за руль данного транспортного средства. Начальный показатель равняется 1, а неограниченное количество водителей представлено коэффициентом 1,8.
  • КМ — указание мощности двигателя данного средства передвижения.
  • КС — коэффициент, указывающий период использования машины.
  • КН — вспомогательный коэффициент, характеризующий нарушения (например, искажение обстоятельств при описании ДТП) клиента.
  • Таким образом, процедура автострахования имела долгий процесс становления и пережила различные корректировки. Обязательное автострахование было введено в законодательство РФ с апреля 2002 года. Каждый водитель должен знать, что стоимость полиса ОСАГО отталкивается от базовых тарифов, установленных Центробанком РФ. Подсчёт стоимости договора может происходить как с использованием специальной формулы, так и через онлайн-калькулятор.

    Источник: auto.today

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *