Кризис может рано или поздно возникнуть в любой компании. Начиная свой бизнес, нужно всегда быть готовым, что придется принимать трудные решения, восстанавливать баланс и искать пути избежания нежелательных последствий.
Хорошая новость: если грамотно воспользоваться ситуацией, можно даже кризис обернуть в свою пользу — найти слабые места в стратегии, системе управления, персонале, а затем устранить их, обогнав конкурентов и усилив свою позицию на рынке. Но главное — вовремя заметить, что есть проблемы.
Подробнее о них расскажет Мария Чёрная, эксперт в антикризисном управлении и финансовым контроле.
Fatal error: три ошибки, которые доведут предприятие до кризиса
Ирина Печёрская
По моему опыту, в 80% случаев компании прибегают к услугам антикризисного управляющего, когда они уже находятся в глубоком кризисе: в одном шаге от банкротства и в состоянии острой неплатежеспособности, в тот момент, когда растет их кредиторская задолженность и становится невозможным продолжать платежи по обязательствам.
Основная причина, по которой компании так поздно признают необходимость антикризисных мер, заключается в том, что какое-то время у них сохраняется ликвидность при убыточной деятельности. Часто так происходит из-за высокого уровня заемного капитала, отсутствия достоверной финансовой отчетности и профессиональной аналитики по деятельности компании.
Если компания, даже преодолев период турбулентности, все еще зарабатывает деньги, ей необходимо регулярно анализировать, за счет чего она продолжает держаться на плаву. Если анализ показывает, что компания находится в кризисе, первое, что она должна предпринять для оздоровления и выхода из состояния убыточности, — определить проблемы и причины, которые негативно повлияли на финансовое состояние предприятия.
Важным фактором в этом вопросе становится наличие достоверной финансовой отчетности, которая должна прозрачно отражать положение дел в компании. Выявить причины ухудшения финансового состояния поможет факторный анализ.
Ниже приведен пример факторного анализа, в котором отражено изменение чистой прибыли за год (в качестве примера взята сеть ресторанов быстрого питания).
График отражает позитивные и негативные факторы, повлиявшие на прибыль. В данном примере прибыль за год значительно падает, хотя компания открыла две новые точки и увеличила средний чек. Компании, в первую очередь необходимо предпринять следующие шаги:
- разобраться, какие факторы повлияли на снижение количества посетителей;
- провести подробный анализ негативных факторов с целью выявить возможные причины увеличения показателей.
За годы своей работы я выделила три распространенных ошибки, которые приводят к кризису в компании.
Ошибка №1: ваш продукт или услуга уже неактуальны для рынка
Тенденции быстро меняются и может случиться так, что потребность клиента изменилась, а вы не успели трансформироваться. Спрос снижается, и любые вложения в маркетинг и рекламу не вернут вам клиента. Ваши технологии устарели.
Что делать
Начните с изучения рынка, определите главные проблемы/потребности и уровень дохода вашего клиента, составьте его собирательный портрет, сосредоточьтесь на приоритетных клиентах, изучите их историю. Проанализируйте соотношение ценности и цены вашего продукта. Изучите конкурентов и их продукт, чтобы понять, почему клиент выбирает их.
Главная задача — переформатировать ваш продукт в новый, отвечающий потребностям рынка. Создать новое решение и найти точки роста. Рассчитать финансовую модель для нового сценария.
Ошибка №2: нет системы управления предприятием
Часто менеджмент видит общий план и не вдается в детали, либо, напротив, полностью сфокусирован на деталях и не может рассмотреть общий план.
Что делать
Необходимо выстроить систему, механизм и определенные законы, которые приводят к реализации вашей стратегии. Как выглядит эффективная система управления предприятием:
Ошибка №3: не осуществляется финансовое планирование, высокий уровень заемного капитала, который операционная деятельность не способна обслужить
Очень часто предприятие привлекает кредитные средства, предварительно не оценив свои возможности исполнению долговых обязательств и эффективности привлечения средств.
Что делать
Всегда следите за показателем Debt/Ebitda. Это соотношение совокупности долга к прибыли компании, которую можно направить на его погашение. Результат, полученный по этой формуле, должен быть менее трех-четырех.
Если при расчете выходит больше, возможно, ваша компания столкнется с трудностями в управлении долгом. Хотя, конечно, структура капитала у организаций, работающих в разных отраслях, отличается, поэтому показатель может варьироваться для тех или иных сфер деятельности
Антикризисные меры для стабилизации кризисной ситуации
Перед проведением антикризисной программы сделайте оценку жизнеспособности вашей бизнес-модели. В некоторых случаях перечисленные выше меры могут не принести желаемого результата, и единственное решение — банкротство предприятия.
Фото на обложке: Muhammad ZA/Shutterstock.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Источник: https://rb.ru/
Average Rating