Буквенный индикатор напряжения аккумулятора

Опубликовано От Sergey
0 0
Read Time:2 Minute, 25 Second

itemprop=»articleBody»>

Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

Вольтметр в автомобиле — достаточно важный прибор, так как позволяет контролировать напряжение в бортовой сети и не допустить разряда аккумулятора, например, из-за выхода из строя генератора или долгого простоя автомобиля. Практически все современные автомобили оснащены вольтметрами, однако в старых авто они зачастую отсутствуют. Конечно, вольтметр всегда можно поставить абсолютно обычный, будь то стрелочный или цифровой, однако куда более интересным вариантом будет оригинальный буквенный индикатор, который сразу скажет, находится напряжение в норме, завышено оно, или занижено. Схема такого устройства показана ниже.

От бортовой сети автомобиля схемы одновременно берёт питание для своей работы, и одновременно её же измеряет. Смысл работы индикатора следующий: имеется табло в виде 1 разряда 7-ми сегментного индикатора, на котором загорается буква «Р» — разряд, если напряжение ниже нормы, буква «Н», если напряжение в норме, и буква «П» — перезаряд, если напряжение завышено. Для большинства автомобилей будет актуальны следующие диапазоны напряжений:

  • Менее 12,5В — «Р», разряд
  • От 12,5 до 14В — «Н», норма
  • Больше 14В — «П», перезаряд

Пороги переключения на схеме можно настраивать с помощью с помощью резистора R2 — для этой цели его стоит установить на плате в видео небольшого подстроечника. Настройка потребуется всего один раз, после сборки схемы. Проще всего сделать её таким образом — подать с лабораторного блока питания на схему питание в 14 — 14,1В и подкрутить резистор таким образом, чтобы на табло отобразилась буква «П» на грани переключения обратно в «Н». После настройки схема полностью готова к интегрированию в автомобиль.

Источником опорного напряжения в схеме служит стабилитрон КС156А, имеющий напряжение стабилизации 5,6В. Вместо него подойдёт также любой другой на такое же напряжение. В качестве самих измерителей напряжения выступают пара операционных усилителей, включенных в режиме компаратора. За пороги их срабатывания отвечают резисторы R2 — R4, из которых R2 подстроечный. В схеме можно применить практически любые сдвоенные операционные усилители, например, TL082, TL072. Их выходы управляют транзисторами, которые, в свою очередь меняют отображаемую на табло букву при изменениях напряжения. В данной схеме используется 7-ми сегментный индикатор АЛС333Б красного цвета. Выводы 3, 9, 14 подключают аноды светодиодов к плюсу питания, а выводы 1, 10, 11, 2, 7, 13 отвечают за свечение отдельных сегментов в индикаторе. При этом выводы 2, 7, 13 светятся постоянно, а выводы 1, 10, 11 переключаются, и путём их комбинации на индикаторе отображается буква либо «Р», либо «Н», либо «П». При желании индикатор можно заменить на другой с общим анодом, но тогда придётся пересмотреть распиновку его подключения. Транзисторы в данной схеме используются разной проводимости — VT1 структуры PNP (подойдут BC557, КТ3107), а остальные два NPN (подойдут BC547, КТ3102).

Собирается такой интересный «вольтметр» на печатной плате, выполнить её можно ЛУТ-методом, размеры платы позволяют без проблем разместить её под передней панелью автомобиля. Питание схемы должно разрываться замком зажигания — таким образом, чтобы питание на схему поступало только при повороте ключа в замке, в этом случае схема не высадит аккумулятор в момент простоя автомобиля. Ниже на фотографиях приведено табло индикатора в момент работы схемы. Удачной сборки!

Источник (Source)

Источник: https://usamodelkina.ru/

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *