Пусковой выпрямитель для авто из трансформатора микроволновки

Опубликовано От Sergey

Думаю, многие автомобилисты, особенно владельцы больших грузовых автомобилей, тракторов иногда сталкиваются с такой проблемой, что мощности, выдаваемой аккумулятором не хватает для того, чтобы запустить стартер, провернуть и завести двигатель. Особенно эта проблема бывает актуальна зимой, ведь от сильных морозов аккумуляторы замерзают и теряют часть своих свойств, максимальный ток, отдаваемый в нагрузку, снижается. Производители автотоваров знают эту проблему, а потому выпускают специальные устройства — бустеры. По сути, они представляют собой дополнительный аккумулятор, как правило собранный из литий-ионных «банок», который подключается параллельно штатному аккумулятору автомобиля для облегчения запуска. К сожалению, такие бустеры сейчас распространены очень мало, а потому цена на них довольно значительна. Однако, если рядом с автомобилем есть обычная розетка на 220 вольт, то сделать аналогичный по действию самодельный бустер не составляет особого труда. Он не будет содержать в себе дорогостоящих аккумуляторов, а будет просто подключаться в розетку.

Общую схему такого пускового устройства можно обозначить так: сетевое напряжение 220В поступает на первичную обмотку мощного трансформатора, со вторичной обмотки при этом снимает пониженное напряжение, его уровень должен быть в районе 13-14В, именно такое напряжение как правило бывает в бортовой сети заведённого автомобиля. Как известно, в автомобильной сети используется постоянное напряжение, а с выхода обмотки трансформатора напряжение переменное — значит, его необходимо выпрямить. Для выпрямления понадобится полупроводниковый элемент — диод. Так как при запуске автомобиля в цепи стартера протекают большие токи (вплоть до 100А в пике), диод должен быть рассчитан на большую мощность, иначе он сгорит при первой же попытке запуска. Для данной схемы нужно использовать выпрямительные диоды, рассчитанные на максимальный ток как минимум 100А, а лучше — больше. Такие мощные диоды трудно с чем-то перепутать, ведь они имеют довольно специфичный внешний вид, он показан на фото. Массивный металлический корпус и толстенный провод-контакт ясно дают понять, что такой диод предназначен для больших токов 🙂 Найти такие диоды можно на металлоприёмках (неудивительно, учитывая их вес), радиоэлектронных барахолках, и магазинах радиодеталей.

После диода напряжение становится уже постоянным (а если быть точным — пульсирующим) и его уже можно использовать для запуска стартера двигателя. Но не лишним будет установить в конструкцию также и амперметр, который позволит наглядно видеть, какой ток в данный момент протекает в цепи. Идеальный вариант для амперметра — стрелочная головка с шунтом, рассчитанным на 100-200 ампер, в этом случае по движению стрелки можно будет быстро считывать показатели. Также можно использовать и электронный амперметр, подобрав нужный шунт. Но амперметр не является обязательным элементом, конструкция бустера прекрасно будет работать и без него.

Несколько слов о трансформаторе. Найти готовый трансформатор на такую мощность (около 500-1000Вт) достаточно проблематично, но тут на помощь приходят трансформаторы из микроволновых печей. Как известно, изначально они являются повышающими, увеличивая сетевое напряжение 220В до амплитуды примерно 2000В. В микроволновке такое высокое напряжение требуется для работы магнетрона. Такие трансформаторы имеют довольно небольшие габариты и вес для своей мощности, это объясняется тем, что работают они в режиме насыщения. Такой режим работы приводит к нагреву обмоток и сердечника трансформатора при долговременной работы, но позволяет быстро и эффективно отдавать большую мощность в течение 20-40 сек — именно то, что нужно для создания пускового бустера.

Купить трансформатор от микроволновки очень выгодно можно в разных сервисах по ремонту бытовой техники, подойдёт даже б.у. со сгоревшей вторичной повышающей обмоткой — она всё равно не понадобится. После покупки трансформатора нужно его модифицировать, превратив из повышающего в понижающий. Для этого нужно удалить высоковольтную вторичную обмотку (она содержит огромное количество витков тонкого провода в лаковой изоляции). Сделать это можно двумя способами — просто высверлить её, выдолбить или выбить, не нарушая целостности сердечника трансформатора. Недостаток этого способа состоит в том, что при удалении вторички трудно не повредить первичную обмотки, ведь они располагаются рядом вплотную. Второй способ более изящный — сердечник трансформатора нужно аккуратно разрезать по швам ножовкой по металлу или болгаркой, после этого он «откроется» и оттуда без труда можно будет изъять ненужную обмотку. Если она сидит на своём месте плотно и не желает сдвигаться, то трансформатор рекомендуется нагреть до размягчения лака, которым залита обмотка, и после этого аккуратно выбить её деревянным молотком.

Последний этап переделки трансформатора — намотка своей вторичной обмотки. Количество витков при этом подбирается экспериментально, путём добавления/снятия витков и замера напряжения на выходе. Весьма удобно сперва намотать вторичную обмотку тонким изолированным проводом, подобрать количеством витков так, чтобы напряжение на выходе составляло 13-14В, и уже после этого наматывать окончательную обмотку толстым проводом, зная, сколько нужно будет витков. Толщина провода выбирается по принципу «чем толще — тем лучше», идеальный вариант, если провод занимает всю свободную площадь в окне сердечника.

Трансформатор, выпрямительный диод и амперметр для полноты конструкции нужно установить в корпус. Так как трансформатор весь немало, то и корпус должен обладать соответствующей жёсткость. Автор берёт за основу корпус от системного блока. На передней панели можно расположить амперметр, включатель и вывести провода с клеммами-крокодилами для подключения к автомобильной цепи. Обязательно нужно соблюдать полярность при подключении к бортовой сети. Таким образом, получилось полноценное законченное устройство, которое позволит завести в морозы даже трактор, в чём и убедился автор. Место в корпусе осталось с запасом, а потому данную конструкцию можно модифицировать, например, добавить схему для заряда аккумулятора, вентилятор для охлаждения диода и трансформатора, а также вольтметр, чтобы контролировать напряжение на аккумулятора и делать вывод, нуждается ли он в зарядке. Также стоит отметить, что данный бустер не имеет ограничения по отдаваемому току, а потому нельзя оставлять его надолго подключенным к бортовой сети автомобиля, это может привести к вскипанию аккумулятора. Подключать нужно только в момент запуска автомобиля. Удачной сборки!

Источник (Source)

Источник: https://usamodelkina.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *