Что такое автомобильный тахограф и для чего он нужен

Опубликовано От Sergey

В России грузовой и пассажирский транспорт должен иметь тахографы (топографы), согласно европейскому соглашению ЕСТР, касающемуся международных перевозок. Сейчас по этому документу весь коммерческий транспорт переведён на цифровые типы этих устройств. Не все понимают, зачем нужны эти приборы в автотранспорте: они контролируют рабочий режим водителей и снижают вероятность возникновения ДТП, обязывая соблюдать режим труда.

  • Что такое тахограф
  • Основные принципы роботы тахографа
  • Разновидности тахографов
  • Режимы тахографа
  • На какие транспортные средства устанавливается тахограф
  • Установка и настройка тахографа
  • Этапы калибрования
  • Карта тахографа и её назначение
  • Штрафы за отсутствие тахографа

Что такое тахограф

Это устройство, фиксирующее скорость, пробег, режим работы и отдыха водителей. Оно устанавливается в салоне автомашин и помогает при решении спорных вопросов при ДТП. Федеральный закон №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» обязывает предприятия, занимающиеся перевозками, в обязательном порядке устанавливать это средство контроля в ТС. С апреля 2014 года были введены штрафные санкции при отсутствии у определённых автомашин тахографа.

Основные принципы роботы тахографа

Принцип работы любого тахографа таков:

  • При начале запуска двигателя машины от датчика скорости поступает информация во встроенную память устройства.
  • После идентификации, которая происходит посредством карты водителя, прибор начинает регистрацию и запись внутри устройства и на карту таких данных, как скоростные параметры, режим, пробег, маршрут.
  • Затем каждые 28 суток производят выгрузку данных с карты водителя и каждые 90 дней — с самого тахографа. Предприятие хранит их у себя не менее 1 года, и они доступны для органов контроля.
  • Рекомендуем к прочтению:

    • Требования к ТС, перевозящим опасные грузы
    • Требования к огнетушителю при техосмотре
    • Нагрузка грузового автомобиля и что будет за перегруз
    • Нужен ли полис ОСАГО на прицеп к легковому и грузовому автомобилю

    Разновидности тахографов

    Существуют тахографы двух видов:

    • круглые, устанавливающиеся в гнездо спидометра;
    • радиоформата, устраиваются в гнездо автомагнитолы.

    Производители выпускают следующие типы этого контрольного устройства:

    • цифровые;
    • аналоговые.

    Сейчас транспортные средства перевели на цифровой тип, поскольку его сложнее обмануть, а его данные хорошо защищены

    Приборы, используемые в России, обязаны отвечать требованиям Приказов Минтранса №36 и №348. С июля 2016 допустимо устанавливать только устройства отечественного производителя с блоком СКЗИ или европейские приборы ЕСТР. Сертификацию прошли следующие российские устройства:

    • ШТРИХ-TaxoRUS SM;
    • КАСБИ DT-20M;
    • Меркурий ТА-001;
    • VDO DTCO 3283;
    • ТЦА-02НК ;
    • Drive;
    • Drive Smart;
    • EFAS V2 RUS.

    Модели из Европы, отвечающие законам РФ:

    • английский VDO DTCO 1381 и SE5000;
    • австрийский EFAS 4.

    Узнайте подробнее о карте водителя для тахографа.

    Режимы тахографа

    В тахографе существует 4 режима:

  • Рабочий. Включается при использовании карты водителя и осуществляет контроль трудового режима, фиксацию событий и неисправностей.
  • Контролёра. Запускается картой на контрольных пунктах.
  • Предприятия. Запускается картой предприятия и даёт доступ ко всем данным для проверки работы водителя и параметров автомобиля.
  • Мастерской. Также запускается соответствующей ему карточкой и позволяет вносить в его данные изменения, осуществлять калибровку, монтаж и наладку прибора.
  • Водители работают в режиме, отвечающем нормативам труда. Время за рулём не должно быть более 9 часов в сутки, а общая продолжительность вождения ТС за 2 недели — не выше 90 часов. Через 4 часа 30 минут непрерывного вождения шофёр обязан делать перерыв.

    На какие транспортные средства устанавливается тахограф

    Согласно приложению №2 Приказа Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 г., описываемое устройство должно устанавливаться на следующие ТС:

    • автомашины весом до 5 тонн для перевозок пассажиров, которые имеют более 8 сидений помимо кресла водителя (класс М2);
    • автосредства массой более 5 тонн для перевозок пассажиров, имеющие в наличии более 8 сидений, кроме сиденья для шофёра (класс М3);
    • ТС весом 3,5–12 тонн для перевозок грузов (класс №2);
    • грузовики массой больше 12 тонн (класс №3).

    Знаете ли вы? Во Франции водителя, который провёл период отдыха не в гостинице, а в автомобиле, могут оштрафовать до 500 тыс. евро или заключить в тюрьму.

    Установка и настройка тахографа

    Устанавливать самостоятельно это устройство не допускается. Сделать это могут только специализированные мастерские, у которых есть необходимые разрешения от госорганов, а именно — лицензия ФСБ России.

    Установка тахографа делится на следующие этапы:

  • Подготовительный. Проводится осмотр автомобиля для определения места для установки прибора, а также выбираются необходимые для этого инструменты и материалы.
  • Монтаж. Тахограф, как правило, монтируют на место магнитолы. Если эта часть не свободна, то прибор в коробке из пластика крепят на потолке или панели для приборов.
  • Ввод в эксплуатацию. Устройство активируют и вносят необходимые данные.
  • Этап завершения. Происходит проверка работы устройства.
  • Чтобы настроить тахограф, нужно проверить и отрегулировать такие параметры:

    • время и его коррекция;
    • дисплей;
    • звуковые сигналы;
    • выбор языка.

    Такие настройки проводят в организации, которая устанавливает указанное устройство. Выполнить настройку можно и самостоятельно, согласно книжечке «Руководство по эксплуатации тахографа», которая прилагается при покупке этого прибора.

    Этапы калибрования

    Сам процесс калибровки — это корректировка измерительного прибора таким образом, чтобы предоставляемые им данные были верны с учётом допустимых отклонений.

    Такой процесс проводят в следующих случаях:

    • при установке прибора;
    • при расхождении времени по часам, которые встроены, больше чем на 20 минут;
    • после ремонтных работ по наладке прибора;
    • при нарушении пломбирования устройства;
    • при замене шин;
    • при изменении основных характеристик ТС;
    • если с момента последней калибровки прошло 2 года и др.

    Знаете ли вы? Сначала тахографы выпускались часовыми фирмами, поскольку делались на основе часового механизма.

    Калибровка делится на два этапа:

    • стендовые проверки;
    • дорожные испытания.

    Стендовые проверки состоят из:

    • визуальной проверки отсутствия повреждений и читаемости таблички;
    • осмотра узлов устройства, на которых проставлены изготовитель, дата изготовления, производственный номер и прочее;
    • проверки наличия таблички с информацией об организации, установившей это устройство;
    • проверки наличия пломб на приборе;
    • осмотра целостности датчика движения и электропроводки для соединения.

    Дорожный этап заключается в следующем:

    • проводится техосмотр автотранспорта;
    • проверка коэффициентов автомобиля W и длины окружности и давления шин L;
    • программирование прибора соответственно коэффициентам;
    • проверка работы часового механизма;
    • согласование шифрования датчика движения и самого прибора;
    • проводят измерение погрешностей — они обязаны быть в пределах допустимых норм;
    • внесение необходимой информации в память устройства;
    • прикрепление таблички с настройками прибора для контроля;
    • опломбирование датчика.

    Важно! Снятие пломбы могут осуществлять только мастера с соответствующей квалификацией. При этом нужно заполнить необходимые документы с указанием причины вскрытия.

    Карта тахографа и её назначение

    Карта тахографа осуществляет аутентификацию при помощи шифровального устройства. Она отображает информационные данные о манере езды, соответствие нормам трудового распорядка, скорости, а также времени, которое ушло на передвижение по маршруту. Такая карточка может быть важным доказательством на уровне суда.

    Срок использования такой карты составляет 3 года. Затем её следует поменять на новую. Замену необходимо также производить после поломки и при появлении каких-либо дефектов и повреждений, а также при сбоях в работе. В случае увольнения шофёра карту обязаны вернуть в бюро, где она выдавалась.

    Карточки могут быть для водителя, предприятия, контролёра, мастерской.

    Этот идентификатор выдают водителю в таких случаях:

    • у него есть удостоверение, позволяющее управлять ТС категории С, D, E;
    • находится на территории России не менее 185 суток на протяжении года;
    • возраст более 18 лет — для грузового ТС массой менее 7,5 тонн, и более 21 года для транспорта по перевозке пассажиров.

    В последнем случае нужный опыт вождения обязан быть не меньше 1 года.

    Карты водителя могут отличаться зависимо от прибора, которым оборудовано ТС. Для приборов, которые соответствуют требованиям европейского соглашения, выдаются карточки водителя ЕСТР, соответствующие евростандартам. Для перевозок внутри страны по нормам Технического регламента «О безопасности колесных ТС» выдают карту СКЗИ.

    Знаете ли вы? Первый тахограф появился в Великобритании ещё в 1911 году и назывался «самописец Джонса». Он мог фиксировать движение и маршрут, пройденный за одни сутки.

    Штрафы за отсутствие тахографа

    Если описываемого приспособления нет в наличии, то этот факт попадает под административную ответственность (ст. 11.23 в КоАП). Водителю и ответственному руководителю по предприятию, допустившему выход авто без тахографа, выписываются штрафы:

    • шофёру за отсутствие прибора — от 1000 до 3000 руб., за нарушение трудового режима и времени отдыха штраф составляет столько же;
    • для ответственных руководителей — от 5000 до 10000 руб.;
    • для юридического лица — от 15000 до 30000 руб.

    Нельзя подделывать данные контрольного устройства или пытаться его модифицировать. За неисправность и отключение прибора, несоответствие его сертификации и модификации выписываются штрафы в том же размере, что и при отсутствии. Стоит отметить, что при погашении в течение 20 суток указанных штрафов не предусмотрена скидка в 50%.

    Конкретную сумму санкций начисляет работник ГИБДД в зависимости от обстоятельств. Так, при повторном нарушении сумма штрафа обычно выписывается в максимальном количестве. Избежать штрафных сумм за отсутствие тахографа невозможно, но если авто эксплуатируют для бизнеса, то шофер может продолжать маршрут без карты водителя

    Освобождение от штрафов возможно, если карта была потеряна или сломалась во время осуществления движения по маршруту. Но данные обстоятельства шофёру нужно ещё доказать представителю ГИБДД. Следует отметить, что при возникновении такой ситуации водителю в обязательном порядке следует осуществлять записи о маршрутном движении вручную на обратной стороне ленты тахографа.

    Цифровой тахограф должен в обязательном порядке быть в промышленном транспорте. Его отсутствие или не отвечающий требованиям закона вид являются причиной для выписки штрафа. Устанавливать и калибровать подобный прибор должен специалист с соответствующими разрешительными документами.

    Источник: auto.today

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *